Анализ оргструктуры предприятия

Оргструктура – это основа системы управления предприятием. Именно поэтому многие компании уделяют много времени анализу организационной структуры и формированию оптимальных бизнес-процессов. Не следует путать оргструктуру и штатное расписание, ведь штатное расписание всего лишь даёт сведения о сотрудниках и занимаемых ими должностях, в то время как организационная структура показывает административную подчиненность между различными должностями в компании.

Исходя из теории современного менеджмента, деятельность предприятия должна быть жестко связана с целями и задачами, которые закреплены в стратегии развития. Исходя из стратегии и задач, формируются основные бизнес-процессы, выполнение которых необходимо для достижения поставленных целей.  И только после моделирования бизнес-процессов организация должна распределить ответственность за выполняемые работы и закрепить их в виде регламентов. При этом сформированная организационная структура должна отражать взаимодействия и закреплять подчиненность и ответственность сотрудников.

Существующие программные продукты могут значительно облегчить труд бизнес-аналитиков, автоматизируя рутинную работу по построению и анализу оргструктуры. Современные системы для бизнес-моделирования позволяют не только сформировать структуру управления, но и закрепить ответственность персонала в регламентах, которые могут быть сгенерированы автоматически исходя из построенных процессов.  Конечно же, при этом необходимо описать всю деятельность предприятия в виде взаимосвязанных потоков работ.

Описанная выше методика формирования системы управления называется процессным подходом к управлению и является стандартом «де факто» на западе. Применение процессного подхода также закреплено международным стандартом ISO 9001:2008, поэтому все предприятия желающие участвовать в крупных тендерах или продавать свою продукцию за рубежом обязаны описать и контролировать выполнение своих основных бизнес-процессов.

Внедрение процессного подхода не только повышает прозрачность системы управления, но и увеличивает привлекательность компании в глазах потенциальных инвесторов. Например, многие зарубежные банки отказываются кредитовать предприятия, которые не имеют сертификата ISO 9001. Оптимальная организационная структура и контроль за выполнением бизнес-процессов – это эффективный инструмент повышения конкурентоспособности компании на рынке. 

Автор: Александр Меньшиков
Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter