Предмет, цели и объекты аудита

1

Предметом аудита выступают экономические явления, процессы и события, представляющие интерес для контролирующих государственных органов, инвесторов. Эти лица могут преследовать различные цели по проверке, исследованию и объективной оценке данных об их достоверности, оптимизации руководства процессами и повышению эффективности экономической деятельности. Также возможно оказание контрольно-аналитических, консультационных и иных аудиторских услуг.

В узком смысле на практике предмет аудита может быть сориентирован на поставленные цели и конкретные объекты контроля и анализа. Например, если объектом аудита будет финансовая деятельность субъекта, то цель заключается в надёжной и тщательной проверке его финансовой отчетности (например, в ходе проведения обязательного аудита) и подтверждения (или неподтверждения) её полноты и достоверности. То есть целью в данном случае будет выражение и представление заказчику своего мнения о соответствии финансовой отчётности предприятия его реальному финансовому состоянию. В такой ситуации предметом аудита является информация, отражённая в финансовой отчётности хозяйствующего субъекта.

Если объектом аудита становится состояние бухгалтерского учёта в организации, то целью ставится проверка его соответствия действующему законодательству (эта цель особенно актуальна для обязательного аудита организаций), нормам и стандартам, установленным государством и принятой учётной политики данного субъекта. При этом непосредственным предметом выступают данные первичных документов и бухгалтерских регистров о совершённых хозяйственных операциях.

В случае, если объект аудита – вся хозяйственная деятельность организации, то предметом выступает совокупность информации о состоянии деятельности. Цель будет заключаться в том, чтобы выявить возможности оптимизации затрат, определить пути повышения рентабельности производства.

При реализации консалтинговой функции аудита целью является качественное оказание консультационных услуг для улучшения показателей коммерческой деятельности клиента.