Типовые дефекты сварного шва и необходимость контроля сварочного оборудования

Выбирая и приобретая оборудование для зачистки сварных швов, мы заботимся о качественной финишной обработке изделия. Однако до того как в дело пойдет оборудование для сварных швов, необходимо убедиться, что сварка выполнена качественно и что изделие готово к такой процедуре, как обработка сварных швов.

Дефекты шва могут быть внутренними либо поверхностными. Первые выявляются химическим и инструментальным контролем, вторые обычно могут быть определены при помощи наружного осмотра.

Поверхностными дефектами считаются:

  • Чрезмерная вогнутость шва, которая является следствием большого угла разделки кромок, либо высокой скорости варки, либо чрезмерной силы тока. В отдельных случаях обработка сварных швов может исправить этот недочет.
  • Подрезы – это незаполненные пространства разделок швов, которые также являются результатом слишком большой скорости сварки или избыточной силы тока.
  • Наплывы – слишком большое заполнение разделок швов. Его причинами обычно являются слишком малая скорость сварки, неправильные движения электрода, его неравномерное перемещение по линии шва. К примеру, наплывы образуются при пробуксовке сварной проволоки в механизме подачи. Зачистка сварных швов может частично ликвидировать этот дефект.
  • Кратеры, имеющие вид выплавления металла, которые образуются вследствие слишком сильного давления газа дуги на расплавленную заготовку.

 

Внутренние дефекты:

  • Газовые поры.  Это пустотелые образования различного размера. Самые маленькие имеют диаметр менее 3 миллиметров. Появляются они по причине некачественной очистки кромок свариваемых частей или проволоки. В результате на поверхностях остаются загрязнения, которые и являются причиной образования пустот. Есть и другие факторы, которые могут стать причиной их появления: недостаточная просушка флюса или электрода, слишком большая длина дуги, ее неправильная полярность. Также причиной может стать чрезмерное содержание углерода в основном и присадочном металле. Образовавшиеся поры могут проявляться на поверхности или распределяться внутри шва группами или поодиночке.
  • Трещины. Это разрывы, которыми могут быть едва различимы, а могут достигать нескольких миллиметров. Они образуются в металле шва либо в основной части изделия  в результате несоответствия сварочных материалов и режима сварки виду металла либо конструкционной особенности изделия.
  • Непровары. Участки, где не произошло сваривания наплавленного и основного металлов. Обычно появляются в результате неправильной сборки и подготовки кромок. Может также быть следствием их загрязнения или неправильно выбранного режима сварки: к примеру, может быть нарушена сила тока, длина дуги, ее напряжение или скорость сварки.
  • Включения. Это частицы шлаков в составе шва, которые появляются вследствие недостаточной очистки кромки. Если на ней перед сваркой остались частицы ржавчины или окалины, если прихватки или другие слои (если речь идет о многослойных швах) были плохо очищены, то включения испортят изделие, и даже зачистка сварных швов не поможет полностью от них избавиться.

 

В целом, говорить о том, что зачистка сварных швов может быть использована как инструмент для исправления дефектов, допущенных в процессе сварки, не вполне корректно. Для исправления таких недочетов существует особая технология, которая должна разрабатываться для определенной конструкции либо с оглядкой на общую технологию ремонта и исправления недочетов сварных швов.

 

Такая технология в идеале должна оформляться отдельным документом, в частности,  при осуществлении ремонта конструкции определенной сложности или когда удаление сварного шва способно стать причиной образования еще большего числа дефектов.

 

Для исправления шва должны использоваться определенные материалы и оборудование для сварных швов, в частности, те же материалы, что использовались в процессе сварки, если только причиной образования дефекта не является их качество или несоответствие свариваемым металлам. Если же причиной образования дефектов были именно сварочные материалы, то для исправления ситуации должны использоваться составы, при которых возможно достичь необходимого качества швов.

 

В процессе исправления дефекта используют механический метод удаления и подгонки. Для этого, к примеру, можно использовать фрезер по металлу. Кроме того, дефектные части можно выплавить воздушно-дуговой сваркой и провести механическую обработку очищенной поверхности.

 

Процессы исправления дефектов на различных сплавах и заготовках обычно идентичны. Так, если речь идет о поверхностных недочетах (наплывы, кратеры, подрезы), то сначала в ход идет инструмент для механического удаления. Это может быть тот же фрезер по металлу или специализированный инструмент для зачистки сварных швов.

Если необходимо исправить внутренние дефекты (включения, непровары, трещины), нужно использовать огневой либо механический способ. Если толщина металла более 2 сантиметров, то место под сварку необходимо предварительно прогревать. В обоих случаях после удаления дефектной части производится повторная сварка.

 

Удаление сварного шва, на котором образовались трещины, производится только механическим методом (фрезер по металлу или специальное оборудование), затем концы трещин засверливаются. На трубопроводах исправление дефектов может производиться только при условном диаметре менее 100 мм и длине трещины до 20 мм, при диаметре более 100 мм – при длине трещины менее 50 мм.

 

Исправление соединения с остаточным сварочным напряжением проводится посредством термической обработки конструкции в целом либо же методом местного отжига. Последний может применяться только в том случае, если он не приведет к ухудшению прочности конструкции. Трещины в сварочном шве обычно появляются на участках максимальной жесткости, поэтому при заварке нужно предпринять меры против повторного образования трещин. Достичь этого можно при помощи уменьшения жесткости соединения и использования сварочного режима с минимальной энергией дуги, допустимой для данного материала.

 

В процессе допускается метод двукратной подварки. Она может проводиться от корня шва либо с лицевой стороны, на односторонних швах и участках двусторонних швов.

 

После исправления сварного шва должен осуществляться повторный контроль его качества с применением всех предусмотренных для данного материала методов.

 

Также в рамках контроля необходимо обращать внимание на состояние и правильный подбор оборудования для сварки и последующей обработки швов. Подбор оборудования должен осуществляться в зависимости от метода сварки, который установлен для изделий технологической документацией. Помимо основного оборудования, на местах должны быть дополнительные защитные приспособления и вспомогательное оборудование. Необходимо также контролировать состояние источников питания и кабельных коммуникаций.

 

Если сварка изделия была проведена должным образом, и заготовка прошла необходимый контроль, то далее должна осуществляться обработка сварных швов. И мы предлагаем лучшее на рынке технологическое решение для этой цели, которое пока не имеет аналогов в России.

 

Простое в использовании, функциональное и надежное оборудование представлено двумя моделями:

 

GTB-2100LS – устройство весом 12 килограммов, работающее от мотора Metabo, используется для обработки стали, нержавейки и других материалов.

 

GTB-1500KS – небольшое устройство весом всего 3 килограмма, применяется для обработки швов высотой до 0,5 сантиметров. С его помощью вручную можно удалять сварные швы с медных и алюминиевых сплавов.

Предлагаемые нами решения позволят оптимизировать процесс зачистки сварных швов, обрабатывать их с максимальной скоростью и получать при этом достойное качество, которого не даст ни одно из известных сегодня на рынке приспособлений для обработки швов.

Автор: Маша Сильная
Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter