Безопасные полеты. Миф или реальность?

Если рассматривать сегодняшнюю структуру рынка авиаперевозок России, то можно заметить, что основной комплекс всех авиа-перелетов обеспечивает около 15 авиакомпаний.

Это при наличии общего числа авиаперевозчиков в районе сотни. Из них 60% занимают 4 крупные компании. При этом если сравнивать с Американскими Штатами, то там авиакомпаний насчитывается тысячи, половина из них мелкие частники, в собственности которых находится всего один-два самолета. Как же «у них» такое огромное количество не отражается на качестве. И почему их система гораздо реже дает сбои, чем наша? Ведь отследить меньшее количество компаний легче, проверить их компетентность и техническое состояние проще.

Немножко предыстории

Давайте вернемся немного назад и поймем причину отсутствия на воздушных трассах частных мелких авиаперевозчиков. После трагического крушения Як-42 в Ярославле было введено изменение норм, дающих разрешение на государственную регистрацию компаний, в собственности которой находится количество самолетов ниже 8-ми. Это привело к тому, что многие маленькие частники просто закрылись и сдали свои лицензии. Это «почувствовала» в первую очередь курьерская служба, требующая больше частоту рейсов, нежели масштабность самолетов. Также стало не выгодно держать частные самолеты для собственных нужд.

Но даже это еще не все. Крупные игроки авиа-бизнеса, такие как «Аэрофлот» также не могут создать под собой сеть дочерних, региональных авиакомпаний. Очень тяжело закупить сразу 8 лайнеров, подготовить на них профессиональные экипажи, получить все разрешения. Это порой не под силу «воротилам» авиа-рынка, что уж говорить о мелких частниках.

Все это тормозит развитие отросли авиаперевозок, уменьшает конкурентность, а соответственно «расхолаживает» ответственность. Ведь понятно, мелкому частнику придется завоевывать рынок качеством, чтобы выйти на окупаемость. У крупных корпораций все поставлено на поток, и услуги, и нормы, и технические показатели. У частников доминирует «любовь к клиенту».

Как происходит «автоматическая» безопасность

Современной техникой управляет машина. Машина реже человека ошибается и вообще не подвластна эмоциям. Именно «не мешать» автоматике учат американских пилотов. У нас же все немного сложнее. Наш менталитет не дает пилотам возможности, «слепо» довериться машине, ведь «человек же лучше знает». Вот и отключаются автопилоты, и садятся самолеты вручную.

Это с одной стороны. С другой: автоматика самолета работает лишь в комплексе с «правильными» радарами аэропорта и наводящими диспетчерскими службами. А в нашей реальной жизни, если лайнеры и оснащены по последнему слову техники. То аэропорты некоторых городов вообще ее не имеют. Так, как же положиться на автоматику? Вот и «страдают» услуги авиаперевозок то от человеческого фактора, то от технического, то от экономического.

Только проводя работу во всех трех направления можно решить проблему безопасности. Нужны и законы, позволяющие быстрее развиваться и модифицироваться. И полное переоснащение самолетов и аэропортов. Причем вместе, а не по отдельности. И лучшая подготовка экипажей. Только так можно добиться полной безопасности полета! А пока…

Автор: Светлана Пушкина
Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter