Для чего и как используется подъёмно-транспортное оборудование

С незапамятных времён человек занимался строительством. Дома, соборы, памятники – возведение этих сооружений требовало постоянной работы над грузами, которые зачастую представляли собой весьма тяжёлые предметы (например, каменные, бетонные, металлические глыбы) или очень неудобные субстанции (жидкие или пескообразные).

Часто грузы было необходимо высоко поднимать или далеко транспортировать. Однако человек – животное изобретательное, и на смену рабскому труду в своё время пришло использование особых грузоподъёмных машин – подъёмно-транспортного оборудования. Постепенно развиваясь, техника достигла широкого разнообразия и универсальности. В настоящее время существует огромная масса разновидностей ПТО, которые по разным критериям классифицируются и объединяются в большие группы. В число таких критериев входят категория массивности объектов, подлежащих подъёму или транспортировке, умение техники двигаться в разных направлениях, методы приведения механизмов в движение и характерные особенности их проектировки (зависящие от всего вышеперечисленного). По возможным направлениям движения грузоподъёмное оборудование разделяют обычно на стационарное (способное перемещать грузы лишь вверх и вниз) и передвижное (умеющее двигать объекты в горизонтальном направлении). По технике привода рассматривают электрические устройства (то есть те, которые работают от электрического мотора посредством включения в электросеть) и механические (они же ручные – то есть, как нетрудно догадаться, приводящиеся в движение благодаря прилагаемым усилиям со стороны оператора). Что же касается категории тяжести, то здесь существует три основных класса агрегатов: высокой степени тяжести, средней степени и малой.

 Для грузов наибольшей массы применяют категорию техники наиболее сложной и наиболее крупной – такой как различные краны, которые бывают козловыми, консольными, портовыми, башенными, мостовыми с одной или двумя балками. Также в этот грузоподъёмный класс входят контейнерные перегружатели, электро- и автопогрузчики, электрические тали и кары, тягачи на дизельном или электрическом приводе. Кранами пользуются при погрузочно-разгрузочных работах, в строительстве и монтаже, когда грузы достаточно велики по размеру, а задачи достаточно масштабны. А вот в дорожном строительстве, например, задействуют тягачи и электрокары. Ко второй большой категории (по степени массивности поднимаемых грузов) следует отнести чуть более мелкое оборудование – миникары, электрические тележки, штабелеры гидравлические, штабелеры самоходные. Такая техника бывает незаменима в крупных магазинах и супермаркетах, в автомобильных сервисах, на складах. Среди целей, которые она выполняет, можно назвать переноску, сортирование и складирование различной продукции, ремонтирование машин (скажем, насадка двигателя или кузова на основной корпус автомобиля).

 Наконец, в третью категорию входят наиболее простые, компактные, лёгкие и малогабаритные устройства, предназначенные, соответственно, для эксплуатации при грузоподъёмных работах над более лёгкими и мелкими объектами. К таковым конструкциям относятся тали (тельферы), МТМ (монтажно-тяговые механизмы), тележки-кошки, лебёдки. Устроены они несложно – чаще всего механизм приведения в движение является ручным, а не электрическим (за исключением электротельферов и некоторых лебёдок). При этом агрегаты подобного рода нередко применяют в качестве грузозахватного органа в более сложных машинах, относящихся к двум предыдущим категориям. Механические (ручные) подвиды талей подразделяют на шестерённые, червячные или рычажные – смотря какой способ передачи задействован в их устройстве. Если функционирование машины осуществляется благодаря набору нескольких шестерёнок, то такой механизм будет называться шестерённым, для рычажных же, что логично следует из названия, применяют рычаги, которые нажимаются непосредственно оператором устройства. Также существуют электрические варианты моделей тельферов и лебёдок, запускаемые подключением к источнику электропитания. Эти устройства подразделяются ещё на цепные и канатные – отличие двух вышеназванных групп между собой заключается в том, что одни используют для подъёма груза гибкий прочный канат (наматываемый на барабан), а другие – калиброванную цепь повышенной прочности. Тельферы являются весьма универсальными грузоподъёмными аппаратами, их можно также задействовать в монтажно-ремонтной деятельности, в автосервисных и складских работах – при условии, конечно, что приходится иметь дело лишь с грузами малых размеров и в относительно небольших масштабах. Зачастую идеальным вариантом является ручная таль, так как её минусы – небольшая скорость передвижения и невысокий порог допустимой массы груза - обращаются в преимущества при тонких и миниатюрных работах (таких как точная стыковка деталей между собой). Например, это происходит при ремонте автомобилей. Ну и, как уже было сказано выше, категория грузоподъёмных устройств, работающих с грузами малой степени тяжести хороша ещё и тем, что может работать в роли грузозахватного элемента в составе другой аппаратуры, например, кранов, в дополнение к другим хватательным органам (траверсы, грейферы или спредеры). Итак, многообразие созданного людьми к началу двадцать первого века подъёмно-транспортного оборудования - ПТО - поистине велико и универсально, и в разработках уделяется внимание практически всем возможным условиям грузоподъёмных работ и самой разнообразной структуре самих поднимаемых объектов.

Автор: Глеб Жженов
Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter