Процесс культурологической экспертизы

В современном секторе судебных экспертиз все большую востребованность получают гуманитарные исследовательские сферы: в настоящее время в кругу экспертных исследований содержится экспертиза текста; в интерпретационную экспертную область из криминалистической перемещается экспертиза авторства.

Более того, формируются совсем свежие направления - политилогическое, историческое, психолого-лингвистическое, этноконфликтологическое, социологическое, лингвокультурологическое, культурологическое и подобные исследования.

В пределах культурологических исследований производят  сейчас – имеющие репутацию «классических» – искусствоведческие и историко-культурные исследования, и решают ряд задач, не входящих в область данных исследований. Искусствоведческая экспертиза – из числа тех, которые могут гордиться весомым опытом и длительной историей существования.. Например, такие вопросы, как определение автора, времени создания, стиля, эпохи, манеры создания объектов искусства (например, архитектуры, музыки, скульптуры, живописи) решаются специалистами этой области уже давно. Данная  экспертная сфера имеет значительный набор методик.

Историко-культурные экспертизы завладели тоже специфическим сектором - исследование объектов культурно-исторического наследия, памятников культуры. Смысл указанных исследований, вполне очевидно, велик и в жизни общества, и в конкретных судебных случаях, и в области искусства и культуры. Чем же отличается культурологическая экспертиза? Указанная область кажется очень востребованной для разрешения проблем, касающихся огромного количества видов культурных объектов: предметов культурной периферии, массовой культуры, субкультур и других.

Культурологическая экспертиза используется для решения таких задач, которые, по сути, не могут быть решены учеными указанных ранее экспертных областей. В таких ситуациях и необходим культуролог, с наличием глубоких знаний о современных культурных событиях. Каково значение изображений, которые содержатся в журнальной статье? Является ли это произведение шаржем? Какие смыслы производит? Какими качествами отличается изданная серия книг? Обладает ли она признаками новизны, уникальности, оригинальности? Также, к примеру, какова роль прошедшего представления, акции, протеста? Культурным программам каких субкультур характерны такие действия? Презентует ли отрицательные  направленности, действия, смыслы?

Это лишь примерные вопросы, которые освещаются в процессе культурологической экспертизы и могут быть квалифицированно разрешены культурологом.