Регистрация товарного знака - время разобраться

Основной целью создания проекта Znakoved является желание помочь пользователю разобраться в существующем информационном хаосе вокруг понятия «товарный знак». В данной статье мы рассмотрим причины непонимания термина интеллектуальной собственности и возможности ее регистрации.

 

«Товарный знак» – запутанный термин?

Согласно «Википедии» дословно, «товарный знак является обозначением, служащим для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей». Далее идет довольно обширная статья, со ссылками на Гражданский Кодекс РФ и другие материалы, уводящими нас далеко от заданной темы. Человеку, не знакомому с юридической терминологией, конечно же, здесь трудно что-либо понять.

Немало неразберихи создают и специалисты, зарабатывающие на незнании тематики людьми, пользующимися их услугами. Социологи проводят узкоспециализированные исследования и представляют выводы, в которых заказчик совершенно не нуждается. Маркетологи так легко жонглируют понятиями «товарный знак», «бренд» и «торговая марка», что владелец мелкой или средней фирмы начинает считать себя хозяином огромной корпорации и хочет немедленно влиться в международный мир торговых знаков. Создатели упаковок и этикеток и вовсе используют такой профессиональный сленг, что у заказчика возникает желание как можно меньше общаться с ними.

Во всемирной сети существует множество сайтов, предлагающих помощь в регистрации товарных знаков. Не раз, запутавшись в практически однообразных текстах, (которые изобилуют словами и словоформами «бренд», «корпоративный стиль», «торговая марка», «фирменная этикетка», «торговый знак», «логотип» и т.п.), до потенциального заказчика все же доходит их смысл – понять все это поможет только профессиональный и опытный юрист. Однако консультация довольно-таки общительного менеджера не вносит ясности в задаваемый вопрос. К тому же, опыт и профессионализм юриста вызывают сомнения в силу его юного возраста.

 

Регистрация торговых марок с помощью грамотных посредников

Придя тем или иным путем к пониманию того, что регистрация товарного знака – это услуга, предоставляемая государством, мы заходим на официальный сайт Роспатента. И здесь, казалось бы, вздох облегчения сменяется разочарованием. Изобилие тех же юридических терминов, бланков, смутно объясненная последовательность их подачи не открывают какой-либо алгоритм в регистрации товарных знаков. К тому же, все это напоминает о прежних госконторах, где общение происходило в унизительном положении через окошко на уровне пояса. Так что с сайтом Роспатента без помощи квалифицированного юриста не обойтись.

Поскольку официальная регистрация товарных знаков является прерогативой государства, которое обеспечивает данную услугу юридическим и индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным на территории РФ, то и разъяснить его юридические и нормативные документы способны только квалифицированные юристы. Именно они являются посредниками между предпринимателями и государством, грамотно и доходчиво освещая те или иные этапы процедуры. Регистрация товарных знаков становится в этом случае несложным делом. К тому же, юридические организации приносят несомненную пользу – они популяризуют практику регистрации товарных марок малыми и средними предприятиями России.

Разумеется, деятельность юридических посредников несовместима с масштабами работы Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) при ООН. Она объединяет деятельность 186 стран, охраняя интеллектуальную собственность во всем мире путем межгосударственного сотрудничества. Однако, работа наших юристов неоценима в образовательном и разъяснительном плане. Получение вполне заслуженного ими гонорара означает, что регистрация торговых марок является удобным сервисом, гарантирующим комфортную и необременительную процедуру взаимоотношений с Роспатентом.

И хотя никто не может быть компетентен во всех вопросах одновременно, общее представление о регистрации товарного знака все же должно быть. Необходимо понимать определение товарного знака и общий регламент его регистрации и использования. Хотя бы минимальное владение информацией поможет вам контролировать процесс регистрации своего товарного знака при работе с посредниками. Закрывая тему посредников в регистрации ТЗ, хочется добавить, что обращение к профессиональным и знающим юристам значительно сократит время процедуры, сэкономив немало нервных клеток.

 

Необходимость регистрации

Регистрация товарных знаков имеет следующие обоснования:

  • увеличение степени конкурентоспособности товара или услуги;
  • использование ТЗ в средствах массовой информации, на официальных документах для повышения спроса на товар или услугу;
  • предупреждение претензий по вопросу использования уже зарегистрированных знаков или похожих до степени смешения;
  • получение единоличного права ставить предупреждающую маркировку (R, ТМ, «Зарегистрировано в РФ» и др.), которая подтверждает официальное признание товара или услуги;
  • использование ТЗ как нематериального актива для увеличения уставного капитала и многое другое.

Позитивным фактором является участие России в международной практике по защите интеллектуальной собственности. Полноправное партнерство в мировом сообществе защиты торговых марок является показателем развития российского производства. Только в 2011 году в Роспатент было подано более 50 000 заявок на регистрацию различных товарных знаков. А это говорит о большом потенциале роста мелкого и среднего бизнеса в России.

Проект Znakoved просветит вас во всех вопросах регистрации, охраны, защиты и использования товарных знаков. На какой бы стадии вы ни находились – планирования, регистрации знака или активного его использования – Znakoved является тем местом, где на каждый вопрос найдется ответ.

Автор: Захар Беркут
Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter