Российский рынок прямых продаж: стагнация или конкуренция?

Российский рынок Direct Selling остается стабильным, независимо от политической ситуации в стране. Рост или спад продаж у отдельных компаний связан с общими социально-экономическими процессами и обострением конкурентной борьбы, но никак не с ситуацией в политике.

В конце прошлого года многие аналитики, просчитывая возможные политические риски, отметили, что в 2014 году ситуация в мире с ее возрастающей непредсказуемостью может негативно повлиять на российский инвестиционный климат. Тем не менее действительность превзошла все ожидания.

Россия, оказавшись в сложной политической ситуации, начинает применять ответные меры. Так, с 6 августа в ответ на различные санкции, вводимые против нее с марта текущего года, был запрещен ввоз в страну сельхозпродукции, сырья и продовольственных товаров из стран Евросоюза и США (Указ президента России «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности РФ»).

В связи с этим для компаний, занимающихся прямыми продажами, как и для бизнес среды в целом, становится актуальным вопрос о будущем рынков. Всех интересует, возможно ли полное прекращение деятельности зарубежных компаний. Вопрос крайне важен для десятков тысяч представителей и дистрибьюторов, поскольку их доход напрямую связан с реализацией импортной продукции.

Вероятные последствия влияния политической конъюнктуры на Direct Selling

В последние годы российский рынок прямых продаж демонстрировал позитивную динамику. Так, по итогам 2013 года, объем продаж членов Ассоциации прямых продаж (АПП) вырос на 3,1% и достиг уровня в 141,5 млрд. рублей.

Для первого и начала второго полугодия 2014 года характерна непростая экономическая обстановка, с опережающим оттоком капитала и заметным ослаблением рубля. Эти факторы, несомненно, оказывают некоторое влияние на рынок прямых продаж, но ничто не указывает на их непосредственную связь с внутренней или внешней политикой РФ. В целом, несмотря на ряд рисков, рынок прямых продаж остается достаточно стабильным.

В тех случаях, когда отдельные компании фиксируют замедление темпов роста выручки, это определяется обычными рыночными факторами и не имеет никакого отношения к сложившейся политической ситуации. Более того, такие случаи имеют индивидуальный характер как следствие самостоятельной реакции на общие процессы, такие как:

  • Сезонная динамика продаж
  • Появление новых сильных конкурентов. Например, у компаний из Европы и США появился сильный и решительный азиатский соперник – молодая, энергичная компания QNet.
  • Изменения в законодательстве, техническое регулирование
  • Социальные сдвиги, ведущие к изменению клиентской базы, количества дилеров и потребителей.

Конечно, при желании сложившуюся ситуацию можно свести к политике, поскольку в мире все взаимосвязано, но в данный момент ни аналитики, ни представители компаний не отмечают прямой связи между индикаторами рынка и политической ситуацией вокруг России.

Что говорят об обстановке на рынке представители компаний прямых продаж?

Мировые косметические гиганты Oriflame и Avon зафиксировали у себя незначительное снижение уровня продаж. Причиной, по их мнению, стало усиление конкуренции и пятипроцентное снижение количества активных консультантов в странах СНГ и Балтии.

Так, специалисты информационно-аналитическое агентство «Infoline-аналитика» приводят свои аргументы и связывают сокращение числа дистрибьюторов с:

  • ростом благосостояния населения, не требующего от людей поиска дополнительных источников заработка;
  • активным региональным продвижением интернет-торговли;
  • увеличением продажи косметики в аптечном сегменте;
  • давлением на косметические компании прямых продаж со стороны гипермаркетов, активно развивающих формат shop-in-shop.

В этом плане интересно мнение заслуженной компании L’Oreal. Аналитики компании считают, что причиной замедления роста продаж на российском рынке нужно считать общее снижение темпов экономического развития в России. Это явление развивается на фоне общемировых аналогичных процессов и не связано с усложнением международной обстановки вокруг России.

При этом в L'Oreal пока не видят причин для опасений из-за наложенных на Россию санкций со стороны США и ЕС. Первые санкции направлены в первую очередь на узкий круг лиц, и не могут повлиять на рынок прямых продаж. Санкции со стороны ЕС также вряд ли заденут директ-сейл в силу его специфики финансирования и уникального механизма продаж.

C законом не поспоришь

Помимо вышеуказанных факторов на рынок директ-сейла могут оказать существенное влияние законодательные инициативы. В качестве примера можно привести Иран и ряд исламских стран, где на законодательном уровне действует запрет прямых продаж и МЛМ. Такие меры мотивированы только политически, на основе специфичных религиозных норм. Разумеется, никакая уважающаяся себя компания не будет действовать вопреки закону «принимающей страны».

Кстати, подобные запреты часто используются в недобросовестной конкуренции. Например, в отношении соперника распространяется информация о запрете на его деятельность в какой-то стране, при этом умалчивается, что запрет имеет общий, а не индивидуальный характер (подобный трюк применяется против энергично атакующей рынки QNet).

Положительным примером влияния законодательных мер на рынок прямых продаж может служить Казахстан, где с 2014 года начал действовать закон «О финансовых пирамидах». В нем юридически точно разделены такие понятия, как директ-сейл и всевозможные пирамиды. Естественно, что мировые гранды поддерживают такие инициативы, в частности, та же QNet одной из первых приветствовала подобный закон.

Рынок прямых продаж – обстоятельства против санкций

Нельзя отрицать тот факт, что законодательно можно как жестко ограничить, так и стимулировать рынок прямых продаж. Соответственно, сегодня важно ответить на вопрос: может ли случиться так, что деятельность Oriflame, Avon, QNet и других компаний будет в России законодательно ограничена? Ответ на такой вопрос однозначен – предпосылок для введения таких ограничений на сегодня не имеется.

Со стороны Европы нет смысла в подобных действиях, поскольку предлагаемый ассортимент продуктов весьма далек от продуктов стратегических отраслей. К тому же на Западе прекрасно понимают, что освободившуюся нишу мгновенно займут азиатские компании, а им Европа вряд ли что-то сможет запретить. Ответные санкции также маловероятны, поскольку это в первую очередь ударит по собственным гражданам ввиду массовости и народности механизма прямых продаж.

В итоге российский рынок Direct Selling останется надежным как для независимых представителей, так и для клиентов. Что касается роста или спада продаж в отдельных компаниях, то это связано с общими процессами в экономике и социальной среде, обострением конкурентной борьбы, но никак не с политической ситуацией.