Биография Натальи Крачковской
Наталья Крачковская – заслуженная артистка России, советская и российская актриса, чьи комедийные образы вошли в золотой фонд отечественного кинематографа. Она – мадам Грицацуева из «12 стульев» и жена управдома Бунши из фильма «Иван Васильевич меняет профессию. Жена Соева в «Покровских воротах» и Кончита в «Человеке с бульвара капуцинов». Любая роль, маленькая или большая, становилась украшением картины, если в нем снималась Крачковская. Фразы, произносимые ею, разбирались на цитаты. Актриса, которая была поистине народной, хотя так и не дождалась этого официального звания, ушла из жизни весной 2016 года.Детство, юность, семья
Наталья родилась осенью 1938 года в московской семье Леонида Белогорцева и Марии Фониной. В 1941 году на свет появилась ее младшая сестра Ирина. Отец, Леонид Юрьевич, происходил из графского рода, в тридцатые годах попал под репрессии, но выжил. Позже был освобожден, а когда началась Великая Отечественная война, ушел добровольцем на фронт. Был награжден множеством орденов и медалей, окончил войну в звании майора и остался служить в веймарской комендатуре. Через полгода отец Наташи погиб, по одним данным, был застрелен недобитым фашистом, по другим – погиб в автокатастрофе под Глахау.Мама, Мария Зотовна, дочь терского казака, охранявшего российского государя Николая Второго, служила актрисой в Камерном театре Александра Таирова, позже переименованного в Московский драматический театр имени Александра Пушкина. Там она отработала около пятидесяти лет. В одном из многочисленных интервью Крачковская вспоминала:
Рассказывая о своем поступлении, Наталья с присущим ей чувством юмора вспомнила, как ей удалось удивить самого Владимира Белокурова, который набирал курс. Послушав монолог Иванушки-дурачка из спектакля «Конек-Горбунок» в исполнении девушки, педагог заявил: «Вот эту дурочку нужно взять». Так, вопреки желанию матери видеть свою дочь студенткой историко-архивного института, тогда еще Наташа Белогорцева, поступила в театральный вуз. Она успела отучиться год, но в самом начале второго курса девушку сбила машина. Наташу с серьезными травмами госпитализировали. На какое-то время она потеряла зрение. Учебу, по настоянию врачей, пришлось прервать.«Я выросла в этом театре – в комнате у репетиционного зала, поэтому в выборе профессии у меня сомнений не было. Кстати, в детстве я была худющей, буквально, «жертва Освенцима». В восьмом классе увлеклась археологией и заявила маме, чтобы она не переживала – пойду в археологи. Но окончив школу, отдала документы во ВГИК и прошла на курс к Белокурову. Тогда на одно место претендовали 257 человек, поэтому в приемной комиссии мне сказали, чтобы я не надеялась – играть героинь мне не придется. На что я ответила: «А я не буду играть героинь, я буду играть характерные роли».
В 1961 году стала работать лаборанткой в институте металлургии Советского Союза, но желание стать актрисой ее не оставляло. Она уже начала сниматься в кино и упорно двигалась к своей цели: сначала была зачислена в Ивановскую областную филармонию, а с 1975 года стала артисткой Москонцерта. Но в это время Белогорцеву-Крачковскую уже знали как неподражаемую мадам Грицацуеву.
Творческий путь
Первокурсницей Наташа дебютировала в небольшой роли Раечки из фильма «Повесть об агрономе». Но фильм так и не вышел на экраны, съемочные материалы были уничтожены, а новую версию картины («В степной тиши») пересняли в 1959 году с другими актерами – Ниной Гуляевой, Эдуардом Изотовым, Михаилом Кузнецовым. Имени Натальи в титрах не было, хотя она появилась в этом фильме в роли секретарши.На съемках в массовках корпулентную девушку заметил знаменитый Григорий Александров и пригласил ее на эпизодическую роль Наташи в свою комедию «Русский сувенир». Девушка была счастлива увидеть на съемках Любовь Орлову и Павла Кадочникова – именитых кинозвезд тех лет. Именно Орлова посоветовала начинающей актрисе не стараться себя переделывать, а быть собой, хранить индивидуальность. Следом Наташа появилась в эпизодах комедии «Женитьба Бальзаминова» и шпионского фильма «Операция “Трест”». В 1962 году Наташа сыграла доярку Клаву в драме «Половодье». И на этих съемках она встретила любовь всей жизни – звукооператора Владимира Крачковского. Роман развивался стремительно, несмотря на то, что мужчина был старше почти на 20 лет. По приезде в Москву Крачковский познакомил возлюбленную с семьей, которая не приняла девушку.
Влюбленные вопреки всему поженились, Наталья сразу взяла фамилию мужа, что стало позже камнем преткновения: сестра Владимира, Нина Крачковская, тоже была актрисой. А двух Н. Крачковских на советском экране быть не могло. Первое время Наталья значилась в титрах как Белогорцева-Крачковская, затем ее стали вписывать под фамилией мужа, что не лучшим образом сказалось на кинокарьере Нины. В начале 70-х у Натальи появилась роль, сделавшая ее знаменитой на всю страну – мадам Грицацуева. Причем когда Леонид Гайдай проводил пробы в комедию «12 стульев», на эту роль пробовались такие именитые актрисы, как Нонна Мордюкова и Галина Волчек. Крачковская признавалась, что Мордюкова даже перестала с ней разговаривать, узнав о решении режиссера:
Крачковская блестяще воплотила образ «знойной женщины, мечты поэта», и Гайдай пригласил ее в следующую комедию – «Иван Васильевич меняет профессию» на роль жены управдома Ульяны Андреевны Бунши. Одна из знаменитых фраз ее героини: «И тебя вылечат, и тебя тоже вылечат, и меня вылечат» тут же ушла в народ, а актриса обрела новых поклонников своего неподражаемого таланта. Во время съемок фильма Крачковская серьезно заболела, в результате чего сбросила 20 килограмм. Когда выздоровевшая Наталья Леонидовна появилась на съемках, Гайдай сразу же отправил ее «на диету»: «С утра – манная каша со взбитыми сливками, в обед - макароны с сыром, на ужин - оладьи с медом. Через неделю вернетесь». Недели действительно хватило для того, чтобы вернуть потерянные килограммы. После гайдаевских комедий Крачковская с ее способностью посмеяться над собой стала поистине народной актрисой. Кинокритики назвали Наталью «королевой комического эпизода». Лучшие роли актрисы – небольшие, но всегда эффектные появления. Драматических, серьезных ролей в послужном списке Натальи Леонидовны практически нет. Однажды один режиссер пытался дать ей трагическую роль, но худсовет был непреклонен: «Что вы! Она же мадам Грицацуева!». Актриса брала свои образы из жизни, пытаясь на большом экране показать людей со стороны и, возможно, изменить их. Крачковская признается, что наивысшей похвалой для нее звучат слова: «Какую же дрянь вы сыграли!».«Она получила звание народной артистки СССР и дала интервью, что пробуется на роль мадам Грицацуевой у Гайдая и будет сниматься. Она, наверное, не думала, что вдруг появится там какая-то… Я прочитала газету эту, и, когда мне позвонили, позвали на очередную пробу, я сказала: «Что я поеду-то?». Потом мне перезвонили еще раз и сказали: «Немедленно приезжайте». И когда я приехала, Леонид Иович сказал: «Вы утверждены». Я ответила: «Ну вот газета…». А он: «Это уже их проблема».
Поучаствовала Наталья в «празднике жизни» Василия Шукшина в его «Калине красной», а также сыграла Лушеньку в «Царевиче Проше», снялась в очередном гайдаевском шедевре «Не может быть!». Появилась Крачковская и на съемочной площадке детектива Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя», где сыграла певицу в кинотеатре. Фильмография актрисы неуклонно пополнялась. С Галиной Польских и Фрунзиком Мкртчяном она снялась в комедии «Суета сует», а с Евгением Моргуновым составила блестящий тандем супругов Соевых в «Покровских воротах». Роль тетушки Шпоньки досталась Наталье в экранизации произведений Николая Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Компанию на съемках ей составили Константин Степанков, Олег Янковский, Николай Бурляев. В конце восьмидесятых вышло более десяти фильмов с участием Крачковской, в числе которых «Цирк приехал» (Павла Павловна), «Человек с бульвара капуцинов» (Кончита), «Дубровский» (гостья Троекурова). Активно снималась актриса и в девяностые годы. Среди наиболее интересных фильмов – «Аферисты» (Павлина Васильевна), «На Дерибасовской хорошая погода» (жена Мони), «Однажды в Одессе, или Как уехать из СССР» (Нина Финкельштейн). Снялась Наталья и в экранизации Юрия Кары «Мастер и Маргарита», воплотив на экране образ поэтессы Штурмана Жоржа, а в «Детях понедельника» появилась как продавец мороженого. С приходом двухтысячных годов Крачковская часто участвовала в телевизионных шоу, снималась в телесериалах. Она – Нефертити в «Секрете фараона» и Екатерина Моисеевна в «Феномене», Вера Петровна в фильме «Лифт уходит по расписанию» и Дюймовочка в «Кышкином доме». Но ролей стало значительно меньше:
За свою карьеру Наталья Леонидовна воплотила на экране и на сцене около 150 образов и запомнилась зрителям как яркая, обаятельная, улучшающая настроение артистка. В 2020 году, через четыре года после смерти Крачковской, поклонники смогли увидеть ее в роли Сабы в комедии «Веселые гастроли на Чёрном море» (сам фильм был снят еще в начале 2000-х).Сегодня я не снимаюсь, предложений нет. Поначалу было обидно, но потом я посмотрела, что на экране показывают, и решила, — и не надо мне оно.
Личная жизнь Натальи Крачковской
С мужем, звукооператором Владимиром Крачковским, Наталья Леонидовна прожила более 25 лет – до самой смерти мужа.Супруг был на 20 лет старше актрисы и, в отличие от ее сверстников, знал, что на самом деле нужно девушкам. Он окружил 22-летнюю Наталью, еще совсем девочку, заботой и уважением. Вместо конфет и букетов он приносил ей завтраки в постель, никогда не злился на маленькие женские слабости и всегда подставлял плечо, когда ей было грустно или тяжело. Именно он посоветовал Наталье согласиться на роль мадам Грицацуевой. В браке родился их единственный сын Василий (1963 г.р.), ставший, как и отец, звукорежиссером. В жены он взял женщину по имени Наталья – и дал ей свою фамилию. В 1988 году Владимир не сумел пережить сердечный приступ. Никто не знал, как тяжело было Наталье на самом деле. Она хохотала на съемочной площадке, а когда оставалась одна, заливалась слезами. Владимир приходил к ней во сне.
Хотя в жизни добродушной оптимистки всегда хватало поклонников, называвших ее женщиной-мечтой, замуж она больше не выходила. Жила одна в квартире, которую ее супруг получил после реабилитации его отца, профессора МИИТ Василия Крачковского, расстрелянного в 1938 году, а на все вопросы о личной жизни отвечала, что второго такого, как ее Володя, на свете нет. В 1991 году у Крачковской появился внук, которого назвали Владимиром – в честь дедушки.
Смерть и память
В начале двухтысячных актриса перенесла инсульт и едва выжила. Ей стало трудно передвигаться без палочки и специального кресла. Несмотря на осложнения, Крачковская старалась не падать духом, снималась в кино и выходила на сцену. Но здоровье ухудшалось, последовал еще один сердечный приступ. В 2013 году ей сделали операцию и установили кардиостимулятор. Через два года Крачковская попала в реанимацию с отеком легких, а в самом начале весны 2016 года скорая увезла ее в Первую Градскую больницу. 3 марта актриса скончалась от острого инфаркта миокарда. Похоронили Наталью Леонидовну через два дня на Троекуровском кладбище. Как писали СМИ в 2019 году, сын актрисы до сих пор не установил на ее могиле памятник, поскольку хотел перезахоронить рядом останки отца с Преображенского кладбища. Но бюрократические проволочки и пандемия коронавируса заставила отложить установку памятника. Планировалось, что монумент будет установлен в 2021 году, к пятилетию со дня смерти.Памяти артистки в разные годы были посвящены несколько документальных фильмов, в числе которых «Наталья Крачковская. Прощай, любимая…».
Интересные факты
- Школьницей Наталья Крачковская занималась балетом и представляла себя аристократкой во времена правления Петра Великого и Екатерины Второй.
- Однажды Наталья с приятелями организовала целую экспедицию, чтобы найти сокровища екатерининских времен. Их группа обнаружила старинный ход под провалившимся под землю фонтаном и отправилась простукивать стены, надеясь обнаружить клад. Ребят выдворила из лаза милиция, а Наташу как заводилу строго наказала бабушка.
- Владимир Крачковский покорил сердце начинающей актрисы заботливостью. На съемках он принес ей в номер гостиницы завтрак: творог, сметану, булочки. Розы показались влюбленному слишком банальными, а вот вкусно накормить избранницу утром – аргумент посильнее.
- На одной из творческих встреч в городе Запорожье Крачковскую пригласили посетить магазин одежды для корпулентных дам. Коллектив встретил любимую артистку огромным букетом цветов и ознакомил с ассортиментом. Когда Наталья Леонидовна выбрала себе кардиган и собиралась рассчитаться, директор заявил, что это подарок магазина «знойной женщине – мечте поэта».
- Самой сложной и опасной работой в фильме «12 стульев» для Крачковской стала погоня за Остапом Бендером по лестницам учреждения. По словам актрисы, она носилась за ним две недели, причем, поскольку каскадерш для нее не нашли, трюк с падением вниз головой Наталья выполняла сама. Гайдай предупредил, что матрас крошечный: «голова поместится, а остальное нас не волнует».
Важные события в жизни
- 1955 год: поступила во ВГИК. Дебютировала в фильме «Повесть об агрономе».
- 1956 год: попала в ДТП, временно потеряла зрение. Оставила учебу во ВГИКе.
- 1962 год: вышла замуж за звукооператора Владимира Крачковского.
- 1963 год: родила сына Василия.
- 1971 год: снялась в фильме «12 стульев».
- 1973 год: снялась в фильме «Иван Васильевич меняет профессию».
- 1975 год: снялась в фильме «Не может быть!».
- 1979 год: снялась в фильме «Место встречи изменить нельзя».
- 1982 год: снялась в фильме «Покровские ворота».
- 1988 год: похоронила мужа Владимира.
- 1991 год: родился внук Владимир.
- 1998 год: удостоена звания заслуженной артистки Российской Федерации.
- 2001 год: снялась в фильме «Кышкин дом».
- 2002 год: снялась в фильме «Лифт уходит по расписанию».
- 2009 год: перенесла инсульт.
- 2013 год: перенесла операцию на сердце.
- 2015 год: попала в реанимацию с отеком легких.
- 3 марта 2016 года: дата смерти.
- 1994: «Мастер и Маргарита»
- 1992: «На Дерибасовской хорошая погода или на Брайтон-Бич опять идут дожди»
- 1987: «Человек с бульвара Капуцинов»
- 1984: «Успех»
- 1983: «Покровские ворота»
- 1979: «Место встречи изменить нельзя»
- 1977: «Мама»
- 1975: «Не может быть!»
- 1975: «Шаг навстречу»
- 1973: «Калина красная»
- 1973: «Иван Васильевич меняет профессию»
- 1971: «12 стульев»
- 1964: «Женитьба Бальзаминова»
Лучшие фильмы
Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Узнай Всё
Санкт-Петербург, 2-я Красноармейская ул., д. 7/4, литера А, помещ. 2-н, часть пом. № 11
+7 931 269 84 49