13 интересных фактов о фильме «Семнадцать мгновений весны»

Прошло более сорока лет с премьеры «Семнадцати мгновений весны», фильма, ставшего легендой сразу после выпуска. Предлагаем вам познакомиться с удивительными фактами, ставшими частью истории создания этой ленты.
Вячеслав Тихонов в роли ШтирлицаВячеслав Тихонов в роли Штирлица

1. Эффект присутствия

Многие зрители задавались вопросом: почему «Семнадцать мгновений весны» вышел черно-белым, ведь в 1973 году цветные фильмы активно выпускались, хоть и телевизоры с передачей цвета были далеко не у всех. Татьяна Лиознова намеренно добивалась сходства с документальной лентой, поэтому в фильме использовано немало материалов с военными хрониками, которые по умолчанию не могли быть цветными. Если бы отснятые съемочной командой фрагменты отличались атмосферой от документальных, это лишило бы фильм эффекта присутствия.
Татьяна Лиознова на съемочной площадкеТатьяна Лиознова на съемочной площадке

2. Без «Славы»

Когда Штирлиц раскладывает на столе спички, на самом деле в кадре появляются руки художника Феликса Ростоцкого. Все дело в том, что на тыльной стороне кисти Вячеслава Тихонова красовалась большая чернильная татуировка «СЛАВА» – привет из молодости. Понятное дело, у Штирлица такой отметины быть не могло, но ни один грим не мог ее спрятать. Кстати, шифровки за профессора Плейшнера тоже писал Ростоцкий. Нет, на руке у Евгения Евстигнеева не было татуировки «ЖЕНЯ» – во всем виноват отвратительный почерк актера.
Евстигнеев на съемочной площадкеЕвстигнеев на съемочной площадке

3. Под взглядом с Лубянки

При создании фильма особое внимание уделялось исторической достоверности, так что в качестве консультантов были наняты настоящие сотрудники Лубянки. По просьбе Юрия Андропова, в тот момент возглавлявшего КГБ, их фамилии были вырезаны из титров.
Тихонов блестяще справился с рольюТихонов блестяще справился с ролью
После просмотра финальной версии фильма консультанты нашли в действиях героев фильма противоречия с должностной инструкцией НКВД, однако решением цензуры было оставить спорные моменты, ведь Штирлиц должен был стать кумиром советских граждан.

4. Нестандартные воины СС

В погоне за исторической достоверностью кураторы фильма выявили практически анекдотичную ошибку. Просматривая отснятые эпизоды с немецкой армией, кто-то из консультантов заметил, что всех воинов СС из массовки играют актеры с типично еврейской внешностью. Разразился скандал, и из Эстонии в срочном порядке прислали несколько десятков курсантов-пограничников, как на подбор голубоглазых и белокурых.
Солдат СС в фильме сыграли эстонцыСолдат СС в фильме сыграли эстонцы

5. Сделано в СССР

Каждый наряд шился лишь после одобрения консультанта по одежде – бывшего разведчика полковника Брауна, который знал специфику немецкой формы вплоть до мельчайших тонкостей. А вот немецкий художник по костюмам с заданием не справился и обрядил статистов в абсолютно противоречащую исторической достоверности форму. Тогда из СССР прислали 60 ящиков с формой от советских портных. Когда одетая в нее массовка вышла на съемочную площадку, обомлели сами немцы – даже самый дотошный специалист не нашел бы отличий от оригинальных костюмов эсэсовцев.
Лановой сыграл обергруппенфюрера СС Карла ВольфаЛановой сыграл обергруппенфюрера СС Карла Вольфа

6. Неожиданный кадр

Сцена со Штирлицем и собакой – чистой воды импровизация. Когда Тихонов парковал «Мерседес» в дворике, гулявший неподалеку с хозяином пес прибежал и сел рядом с актером. Тот не растерялся и начал работать с дворнягой под прицелом камер: «Чей же ты, дурашка?». Пес сам подошел и ласково ткнулся носом в ладони. Сцена показалась режиссеру очень удачной, и ее включили в сценарий.
Пес отлично выглядит в кадреПес отлично выглядит в кадре

7. Кинопросмотр для кубинского правительства

Говорят, что Фидель Кастро был большим поклонником этого сериала. Как-то раз несколько дней подряд на вечерние заседания правительства Кубы не являлся ряд ключевых чиновников. Выяснилось, что министры украдкой сбегали со службы словно школьники, чтобы посмотреть новый эпизод «Мгновений». Будучи мудрым лидером, Фидель не стал наказывать подчиненных, взамен устроив для правительства коллективный показ фильма, занявший 14 часов.
Фидель Кастро одобрил фильмФидель Кастро одобрил фильм

8. За что Тихонова чуть не арестовали

Оказывается, Вячеслава Тихонова могли арестовать во время съемок в ГДР. Как-то раз актер то ли забыл, то ли поленился переодеться и отправился на съемочную площадку в форме СС. Жители Восточного Берлина в возмущении чуть не сдали Штирлица в полицию, однако на шум прибежали члены съемочной группы и объяснили встревоженной общественности ситуацию.
Образ разведчика получился точнымОбраз разведчика получился точным

9. Как «Веселый Роджер» не дал Дурову выехать за границу

Съемки сцены с убийством гестаповца Клауса должны были проходить в ГДР, но исполнителя роли, Льва Дурова, отказались выпускать за границу. Ему нужно было получить согласие выездной комиссии, но на «экзамене» актер провалился: на просьбу описать советский флаг он начал рассказывать про пиратский «Веселый Роджер», а после вопроса о столицах союзных республик перечислил города, не имевшие к ним никакого отношения. В результате комиссия отклонила запрос Дурова с формулировкой «за плохое поведение», а Клаусу пришлось умирать где-то в лесах Подмосковья.
Льву Дурову не понравились вопросы выездной комиссииЛьву Дурову не понравились вопросы выездной комиссии

10. 20 спокойных вечеров

По данным Гостелерадио, премьеру «Семнадцати мгновений весны» посмотрели более 200 миллионов зрителей. На протяжении двенадцати вечеров улицы городов СССР резко пустели, снижалось потребление воды, падал даже уровень преступности – все люди были прикованы к экранам.
 Фильм быстро стал легендой Фильм быстро стал легендой

11. Необычный голос Кобзона

Когда Микаэл Таривердиев написал музыкальное сопровождение к фильму, перед Лиозновой встал вопрос, кого выбрать исполнителем. Свои версии композиций предложили Муслим Магомаев, Валентина Толкунова и Валерий Ободзинский – режиссер забраковала их всех. Кто-то посоветовал Татьяне кандидатуру Иосифа Кобзона, но та резко ответила: «Чтобы Кобзона и близко в фильме не было!». Певец обиделся, однако позже выяснилось, что Лиознова не собиралась оскорбить его талант, просто фирменная «кобзоновская» манера исполнения не подходила для ленты. Поэтому в культовых «Не думай о секундах свысока» и других композициях из фильма звучит так непохожий на привычный тембр Кобзона голос – певец предложил с десяток вариантов в разном исполнении.
Иосиф Кобзон  исполнил песню очень душевноИосиф Кобзон исполнил песню очень душевно

12. 100 белых рубашек для Штирлица

Кстати об одежде: на съемки в ГДР Штирлицу пришлось взять сотню белых рубашек. Костюмера за границу не позвали в целях экономии бюджета, а стирать было некому, поэтому каждый съемочный день Тихонов начинал в новенькой сорочке.
 Университетская клиника Charite в Берлине Университетская клиника Charite в Берлине

13. Убедительный Мюллер

Пробы на роль Мюллера завершились после прослушивания Леонида Броневого, который на тот момент был известен как актер театра и не имел ни малейшего понятия о тонкостях киношной работы: выгодных ракурсах, эффектных поворотах. Ему просто дали роль, с которой он в результате блестяще справился. Перед этим он пробовался на роль Гитлера, но, как признавался сам актер, «Я этого антихриста не осилил, сама моя натура была против».
Леонид Броневой в образе МюллераЛеонид Броневой в образе Мюллера
Лиознова была в восторге от своего выбора, особенно восхищало ее умение Броневого подчеркнуть нервный характер начальника Гестапо – тот время от времени как-то странно дергал шеей. Потом оказалось, что нервный тик Мюллера – вовсе не авторская находка актера; воротничок его рубашки просто был слишком тесным и причинял неудобство. Эта незаметная деталь настолько вписалась в образ, что Мюллер все-таки стал неврастеником, хотя рубашку посвободнее Броневому все-таки выдали.
Роль Штирлица стала для Тихонова одной из лучшихРоль Штирлица стала для Тихонова одной из лучших
Редакция рекомендует вам познакомиться со статьей об актерах-фронтовиках, которые отстаивали свободу нашей страны с автоматом в руках.
Автор: Лика Кактусова
Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
  • Klim Podkova
    Консультанты... В 1945 году эсэсовцы черную форму уже не носили. Как же допустили такой грубый ляп?
  • Маша Шахнова
    Мария Шахнова-Павловская, 29.08.2016. Броневой до нашего Мюллера сыграл много разнохарактерных ролей в театре и несколько в кино. Леонид Сергеевич снимался очень мало, так как был беспартийный, а это тогда было главным в карьере. Роль Мюллера была для него первой главной ролью в кино. Он сначала пробовался на Гитлера, но его жена, Вика, сказала ему, что, если он согласится, она уйдёт от него. По его словам, он отказался от Гитлера не только из-за этого, но потому, что образ фюрера был выписан карикатурно и истерично. Про Мюллера же он сказал: "я сразу понял, что это - самая интересная роль". Леонид Сергеевич сделал её главной. Слова про Гитлера: "я этого антихриста не осилил, вся моя натура была против", принадлежат Леониду Куравлёву, который тоже пробовался на эту роль ("Сегодня вечером" с Андреем Малаховым от 8 мая 2016 года). Лиознова не хотела утверждать Броневого на роль Мюллера, говорила, что у него доброе лицо. Воротник действительно мешал Леониду Сергеевичу, так как ему сшили мундир на два размера меньше, а он, боясь подвести портного, молчал. Лиознова предложила добавить этот жест в самых нервных местах. Это - авторская находка Броневого, более того, это - его природная пластика,что видно в его маленькой роли в фильме "Лебедев против Лебедева", в котором он снялся в 1965 году.
  • Маша Шахнова
    Мария Шахнова - Павловская, 29.08.2016. Чёрная форма - это психологический приём Лиозновой, состояние её духа, эпохи, воплощением которой являются "Семнадцать мгновений весны".