1. Михаил Зыгарь. «Вся кремлевская рать. Краткая история современной России»
35-летний писатель и журналист Михаил Зыгарь (в реестре иностранных агентов Минюста РФ) анализирует, с чем же связан «разворот» направления развития России в эпоху правления Владимира Путина с 2000 по 2015 год. В основе книги — документы, открытые источники и десятки интервью, которые автор лично взял у действующих лиц из ближайшего окружения президента.Перед читателями предстает всесторонняя картина жизни Кремля — становится понятной логика метаморфозы Владимира Путина: как и почему от либеральных, ориентированных на сотрудничество с Западом принципов начала 2000-х он дошел до авторитаризма и отрицания западных ценностей.
2. Дмитрий Глуховский. «Метро 2035»
Эту книгу терпеливо ждали почти десять лет — и не зря. Долгожданное завершение истории Дмитрия Глуховского о спасшихся от апокалипсиса в московском метро превзошло все ожидания. Последний том о приключениях молодого человека по имени Артем, одного из выживших и приспособившихся к существованию глубоко под землей, в отличие от двух первых частей, абсолютно апокалиптичен и пропитан отчаянием.Люди могут обустроиться и привыкнуть к любым условиям жизни, но где бы они ни оказались, обязательно начнут борьбу между собой — за власть, деньги, влияние — не на жизнь, но на смерть. Главное для героев книги — свое теплое болото: пусть там плохо пахнет и темно, зато привычно и даже почти уютно. Те, кому такое существование не по нраву, становятся изгоями. У них, свободолюбивых и неугомонных, в итоге не остается выхода: они должны либо уйти в никуда на поиски этой своей свободы, либо остаться и стать частью серой массы, что для них равнозначно смерти.
3. Гузель Яхина. «Зулейха открывает глаза»
Роман 39-летней писательницы Гузели Яхиной удостоен премии «Большая книга» — и совершенно справедливо. История абсолютно дремучей крестьянки из татарского села рассказана настолько беспристрастно, что эта внешняя простота буквально переворачивает мир читателя. Мир Зулейхи всегда ограничивался ближайшим лесом, а путешествие в Казань было для нее далекой мечтой. Ничего не понимая в событиях, происходящих в стране, она стала их невольной жертвой: по ней проехалась коллективизация и раскулачивание, высылка в Сибирь и строительство трудовых поселков.Она выжила исключительно за счет невероятно прочного и гибкого внутреннего стержня, который основан на верности, вере и простой человеческой порядочности. Не просто выжила — обрела любовь и не дала погибнуть любимому, воспитала сына, нашла себя. Эта книга — о силе настоящей женщины, о силе всеобъемлющей любви и доверии к миру.
4. Виктор Семенов. «Возвращение в Мальпасо»
Новая книга молодого петербургского писателя Виктора Семенова охватывает значительный промежуток времени, показывая внешнюю и внутреннюю эволюцию главных героев. Сначала мы встречаемся с Юрием, когда он, двенадцатилетний мальчишка из обеспеченной московской семьи, готовится к путешествию с отцом на каникулы в Карелию. Транзит через Петербург меняет всю его дальнейшую жизнь: оказывается, путь от Московского до Ладожского вокзалов может стать судьбоносным.Во второй части уже Юрий Юрьевич возвращается в Петербург, чтобы завершить начатый отцом бизнес-проект. Но москвичу вести дела в Питере оказывается тяжело, он все время попадает в, казалось бы, безвыходные ситуации, но проходит их с честью, ни разу себе не изменив. Все перипетии Юриного проекта расписаны столь весело и доходчиво, что книга может считаться настольным пособием и сборником лайфхаков для тех, кто решит начать бизнес на берегах Невы.
5. Елизавета Александрова-Зорина «Три семерки»
Эта тридцатидвухлетняя писательница стала бы любимой ученицей Гоголя. Она, как никто другой, умеет описывать тех, о ком нечего сказать. Герои рассказов Александровой-Зориной – «маленькие люди». Они ничем не примечательны: живут, как все, придавлены до земли тяжеленными плитами обязательств и долгов, у них нет радостей и стремлений. Их жизнь — сплошной бег по кругу, движения доведены до автоматизма, а эмоции и чувства, казалось бы, давно атрофировались за ненадобностью.Для таких людей любое яркое событие может стать роковым. Неважно, с чем оно связано: заблудился человек в лесу или стал свидетелем убийства — сразу же становится актуальной дилемма «преступник-жертва». «Маленькие люди» — жертвы обстоятельств, а побеждая их, они чувствуют себя преступниками. Они отчаянно кричат о помощи, а писательница лишь делает их зов громче.