Самый большой танк в мире

Самый большой танк в мире сделали в России и выпустили в 1915 году. Он носит название Царь-танк. За машиной закреплено еще несколько названий, к примеру, Мастодонт, Мамонт и машина Лебеденко. Еще прозвища «Нетопырь» и «Летучая мышь» были даны за то, что модель при переноске на задние колеса напоминала как раз летучую мышь, которая спала вниз головой. Так что же собой представляет эта махина, почему же никто до сих пор не смог превзойти рекорд и построить более крупный танк?

Амбициозный проект

Проект гигантского танка изначально отличался амбициозностью и оригинальностью. По воспоминаниям автора инженера Николая Лебеденко, на идею строительства такой машины его вдохновили среднеазиатские повозки-арбы. Они, благодаря колесам огромного диаметра с легкостью проезжали по канавам и ухабам.

В отличие от привычных танков, в которых используется гусеничный движитель, Царь-танк стал колесной боевой машиной. Внешний вид ее по своей конструкции напоминал орудийный лафет увеличенных размеров. Два передних огромных колеса из спиц имели диаметр около 9 метров, заметно меньше был задний каток.
Царь-танкЦарь-танк
Его размеры около 1,5 метров. Разработчик поднял верхнюю неподвижную пулеметную рубку на 8 метров над землей. Корпус был Т-образный коробчатый шириной ровно 12 метров. У него на выступающих за плоскость колес точках были спроектированы спонсоны с пулеметами. С каждой стороны расположилось по одной. Предполагалось, что там тоже можно будет установить пушки. Дополнительную пулеметную башню инженер хотел установить и под днищем. При всех этих характеристиках скоростью машины по проекту должна была достичь 17 километров в час.

Императорское развлечение

Возможно удивительно, но при всей необычности и сложности проекта, с учетом впечатляющих размеров, Николай Лебеденко смог продвинуть свою разработку. В ряде инстанций махина получила одобрение, но вот последнее одобрение было дано на аудиенции инженера у Николая Второго. Во время встречи Лебеденко презентовал императору заводную модель своей машины. Она была сделана из дерева и оснащена двигателем из граммофонной пружины. Как вспоминали придворные, инженер вместе с императором целых пол часа как ребенок ползал по полу и играл моделью, гоняя ее по комнате. Миниатюрный танк бегал по ковру и с легкостью преодолевал все препятствия в виде стопки из нескольких томов «Свода законов Российской Империи». В итоге, Николай Второй остался впечатленный машиной и дал поручения открыть финансирование разработки.

Работы шли быстро, поскольку находились под императорским патронажем. Необычную машину довольно скоро изготовили из металла. С весны 1915 года танк под грифом секретно собирали под Дмитровом в лесу. Уже в конце лета того же года прошли первые ходовые испытания уже готовой машины. Огромные колеса предполагали повышенную проходимость устройства, это и подтвердилось на испытаниях. Танк ломал деревья как спички. Впрочем, были и хлопоты с махиной. Задний управляемый каток, который имел небольшие размеры и в силу неправильного распределения веса танка в целом, едва ли не сразу погряз в мягком грунте.
Гигантское оружиеГигантское оружие
Большие колеса не смогли вытащить машину, и это даже несмотря на мощнейшую в то время двигательную установку, которая состояла из двух моторов «Майбах» по 250 лошадиных сил каждый. Последние, к слову, были сняты со сбитого дирижабля из Германии.

Слабые места

В результате испытания нашли значительную уязвимость танка при артиллерийской обстреле, в основном фугасными снарядами, это колеса. Обычный залп шрапнели по спицам стопроцентно выводил танк из строя. При точном попадании в ступицу колес машину складывалась как карточный домик. Из-за огромных размеров и маленькой скорости танк становился идеальной мишенью. Скрытая переброска таких машин к фронту оказалась маловероятной. Поэтому единственный успех, на который могла рассчитывать боевая машина Лебеденко – это психологический эффект из-за массивности.

Поэтому в том же августе проект свернули, поскольку появились отрицательные заключения Высокой Комиссии. Борис Стечкин и Николай Жуковский, которые тоже занимались разработкой проекта, все же продолжили разрабатывать другие двигатели для своего детища. Но благородная попытка не увенчалась успехом. Инженеры даже не смогли сдвинуть Царь-пушку с места испытаний. Там машина стояла до 1917 года под охраной. После, из-за политических катаклизмов, о танке забыли и не вспоминали.

История танка
Больше конструкторских работ по танку не проводилось и огромная конструкция еще семь лет простояла в лесу, там, где проходили ее испытания. В 1923 году машину разобрали на металлолом. Впрочем, единственным положительным результатом проекта можно назвать опыт, который приобрели молодые инженеры. Они позже выяснили, что была недостаточной мощность двигателей аппарата. Поэтому и разработали новый двигатель, который получил название АМБС-1 (это сокращение от имен автором Александр Микулин и Борис Стечкин). У двигателя были довольно передовые технические решения и характеристики для того времени. К примеру, непосредственный впрыск в цилиндры топлива. Впрочем, во время испытания двигатель проработал всего пару минут, а потом у него погнулись шатуны от высоких нагрузок. Несмотря на это Микулин и Стечкин (они, к слову, были племянниками теоретика авиации Николая Жуковского) позже стали выдающими специалистами по авиационным двигателям и академиками АН СССР. Впрочем, как подчеркивают специалисты, идея Лебеденко была не такой уж и провальной. Через несколько лет после появления проекта инженер Павези построил целую серию высококолесных тягачей для армии Италии. Тогда конструктор сделал несколько моделей колесных танков, правда, они не были приняты на вооружение. Поэтому танк так и остался гусеничной машиной. Стоит отметить, что в судьбе проекта Царь-танка так же присутствует теория заговора. Предполагается, что этот заведомо провальный проект специально лоббировался в Генеральном штабе некоторыми высокопоставленными чиновниками, которые работали на пользу Великобритании. Теория это очень похожа на правду, поскольку те же должностные лица похоронили и Вездеход Пороховщикова. А его чертежи позже были проданы французам и легки в основу танка Renault-FT-17.
Автор: Елена Зазнобина
Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter