Язык пространств в ландшафтном дизайне

Применительно к ландшафтному дизайну морфология охватывает все многообразие составных элементов композиций открытых пространств города, включая отдельные деревья, кустарники, фрагменты газона, цветники, водные поверхности и декоративное мощение.

"Послойное" рассмотрение этих компонентов позволяет выявить их состав и оценить пластические особенности.

Одним из вариантов трактовки морфологии языка пространств, который представляется применимым для решения задач ландшафтного дизайна, является предложенное Ю. А. Рочняком разделение предметно-пространственной среды города на три информационно-содержательных уровня (языка): языки мелкой архитектурной пластики, знаковый, вербальный — на первом уровне, язык композиции поверхности на втором уровне и язык пространств и границ — на третьем. Состав и расположение в ландшафтном дизайне дополнительных природных компонентов среды, способствующих повышению ее экологической устойчивости, должны соответствовать масштабу их восприятия человеком на одном из информационно-содержательных уровней, т.е. либо влиять на закрепление определенных знаков в пространстве, либо создавать индивидуальность композиции поверхности или изменять границы открытого пространства.
Ландшафтный дизайн своими руками – это просто! Нужно лишь желание и участок земли, на котором Вы готовы воплощать все свои мечтыЛандшафтный дизайн своими руками – это просто! Нужно лишь желание и участок земли, на котором Вы готовы воплощать все свои мечты
Поиск выразительности природных компонентов городской среды невозможен без преодоления стереотипного мышления в их формообразовании с использованием архаичного языка псевдодизайна и традиционных приемов озеленения и ландшафтного дизайна.

Обращение к семиотике пространства, трактующей его как систему знаков с определенным смысловым содержанием и характерными структурными связями, позволяет подойти к языку природного формообразования с позиции художественной выразительности на основе использования читаемой геометрии простых фигур. Материализация подобных знаков с помощью ландшафтного дизайна может способствовать созданию в городских пространствах системы устойчивых ориентиров, обеспечивающих распознаваемость каждого фрагмента среды. Многозначность природных форм и многовариантность их дизайнерской интерпретации составляют один из важных резервов исключения монотонности и безликости открытых пространств города. Преобразованные контуры растительности или перепадов рельефа, превращаясь в часть знаковой системы ландшафтного дизайна, влияют на восприятие человеком своего окружения и способствует повышению информационного потенциала среды.

Достигается это путем формирования с помощью ландшафтного дизайна характерных элементов, соответствующих геометрическим понятиям "точка", "линия", "объем", "поверхность" и др. В работах Ф.Танги с этими элементами, составляющими "геометрию пейзажа", связывается понимание визуального кода, лежащего в основе прочтения пейзажа. Наряду с облегчением читаемости пространства, дизайнерское осмысление каждого из таких элементов позволяет создать в городской среде дополнительные средства воздействия на эмоции человека, вызывая его удивление, побуждая к движению или остановке. Принцип геометризации пространства выступает при этом в качестве одного из важнейших в изменении эстетических характеристик среды, сочетая в себе рациональные и эмоциональные начала.

Язык ландшафтного дизайна может обрести особую выразительность на основе обращения к смысловому содержанию компонентов природы. Опираясь на исследования, выявляющие семантику природных форм и особенности их эмоционального воздействия на человека, целесообразно раскрыть те возможности, которые содержатся в ассоциативном (символическом) восприятии городского ландшафта.
Автор: Куприн Иван
Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter