Анатолий Эдуардович Юницкий: проект неракетного освоения космоса

Человеку становится тесно на Земле: население планеты растет, увеличивается производство, занимая все новые и новые площади, строятся огромные промышленные комплексы, миллионы километров дорог, возникают бесчисленные полигоны для утилизации отходов, в том числе, и опасных (химических и ядерных) – а между тем, площадь поверхности Земли не увеличивается ни на сантиметр. Видимо, уже недалек тот час, когда часть своей практической деятельности, в основном, промышленной, землянам придется перенести на орбиту. Об этом все чаще поговаривают не только научные работники космических агентств, но и ведущие специалисты различных отраслей. При этом много говорится о больших объемах предполагаемого грузооборота, который повлечет за собой значительный расход энергии и многие другие отрицательные процессы, касающиеся экологии, глобального потепления, возникновения многочисленных озоновых дыр и т.д.
Анатолий Эдуардович Юницкий: промышленность должна быть вынесена на околоземную орбитуАнатолий Эдуардович Юницкий: промышленность должна быть вынесена на околоземную орбиту
При запуске ракеты тратится колоссальное количество энергии на преодоление силы земного притяжения. При этом грузоподъемность ракеты в сравнении с затратами крайне мала. А если еще учесть, какой вред наносит каждый запуск ракеты в космос, то становится очевидным, что таким образом мы никогда не сможем освоить околоземное пространство на промышленном уровне, и нужно искать принципиально новый способ масштабного освоения космоса и выхода на околоземную орбиту.


Российский ученый, академик, член Федерации космонавтики СССР Анатолий Эдуардович Юницкий разработал принципиально новый способ выхода в космос. По его мнению, необходимо отказаться от использования ракет как средства космической транспортировки. Вместо этого рационализатор предлагает опоясать планету по экватору либо параллельно ему специальным кольцом, которое при создании определенных условий с помощью центробежных сил сможет выходить на околоземную орбиту.

Статья о проекте неракетного освоения космоса, опубликована в журнале «Изобретатель и рационализатор» от 1982 годаСтатья о проекте неракетного освоения космоса, опубликована в журнале «Изобретатель и рационализатор» от 1982 года


"Если бы в космосе была некая точка опоры, то к ней можно было бы прикрепить огромный маятник, который, собственно, и выполнял бы транспортную функцию, раскачиваясь между Землей и определенной планетой, доставляя туда грузы или, например, пассажиров..." Но такой точки не существует, поэтому А. Юницкий предлагает использовать вместо маятника некое кольцо, расположенное вокруг экватора. Так как в этом случае центр тяжести планеты и кольца совпадут, то и появится необходимая «точка опоры». Расширяясь на высоту 300-400 км над уровнем Земли (диаметр кольца увеличивается на 600-800 км), кольцо будет поднимать на орбиту сырье и людей, сужаясь – доставлять произведенную в условиях невесомости готовую продукцию. Важным моментом в этом новаторском предложении является то обстоятельство, что для запуска такого транспортного средства нет необходимости в механическом взаимодействии с другими телами.

 

Принцип работы ОТС


Для того чтобы понять принцип работы инновационной модели космического транспорта, нужно представить себе кольцевую эстакаду высотой примерно 100 м вокруг Земного шара, проходящую по многим городам и странам, пересекающую моря и океаны. Ее участки, расположенные на водной поверхности, должны быть плавучими и заякоренными на дне. Предполагается, что на суше в зоне эстакады буду расположены эксплуатационные и энергетические службы, новые города-спутники, станции пассажирских и грузовых перевозок. По замыслу ученого, эта конструкция диаметром 10 м и длиной в 40 тыс. км станет общепланетным транспортным средством (сокращенно – ОТС).

Но что же заставит подняться это огромное кольцо в космос, и как удастся ему избежать механических повреждений, будь то деформации, трещины или иные разрушения? В самом деле: как растянуть такое громадное кольцо? Его растянут внутренний силы. По расчетам, для первого запуска процесса понадобится большое количество энергии, однако это необходимо будет только один раз, так как на обратном пути, сужаясь, ОТС будет накапливать энергию для нового запуска. В теле самого кольца предполагается наличие узкого вакуумного канала с крутящейся непрерывной металлической лентой, выполняющей роль ротора электродвигателя. При достижении первой космической скорости магнитные подвески перестанут ощущать ее вес, затем начнут воспринимать нагрузки в обратном направлении. Равномерно распределив вес ленты на подвески, на ОТС начнут действовать центробежные силы, которые и должны растянуть кольцо. При этом сбрасываются все захваты, которые удерживали транспортное средство на эстакаде, и оно поднимается в космос. Работающая внутри на больших скоростях лента позволит сохранить его форму. В космическом пространстве двигатели ОТС переходят на генераторный режим, при этом лента начинает замедлять свое движение. Здесь возникает вопрос: что делать с образующейся энергией? Для этого в системе находится еще одна лента-маховик, которая располагается над первой. В тот момент, когда ее движение в обратную сторону достигнет значения первой, то их скорости станут равными, это приведет к прекращению расширения кольца.


Если считать, что общепланетное транспортное средство должно обеспечить выход на земную орбиту, то возникает следующий вопрос: как в таком случае будет происходить пересадка? Ведь ОТС неподвижно, а возведенные в космосе промышленные объекты несутся в пространстве на огромной скорости. Здесь в силу вступают законы механики. А именно: при первичном разгоне первой ленты накапливается не только кинетическая энергия, но и образуется значительный момент количества движения. В момент торможения первой ленты и разгона второй в обратном направлении этот показатель уменьшается. Исходя из закона сохранения энергии и закона сохранения количества движения, ОТС начнет вращаться и будет двигаться в том же направлении, в котором движется первая лента, пока не сравнится в скорости с орбитальным поясом, что позволит произвести стыковку. Спуск ОТС будет происходить в обратном порядке. Для осуществления нового запуска необходима незначительная электрическая подзарядка, так как, хотя показатель КПД двигателей остается высоким, но все-таки не достигает 100% значения. Кстати, и энергию для этой подзарядки предполагается получать из космоса с помощью солнечных батарей.


ОТС: фантазия или реальность?


Несмотря на то, что в реализации этого грандиозного проекта нет ничего невозможного, все же ОТС требует решения очень многих вопросов: начиная от больших затрат материалы и человеческие ресурсы до международных договоров по отведению специальных зон для возведения общепланетной транспортной эстакады. И все же, несмотря на сложность воплощения проекта, на его реализацию хватит и материальных, и научных, и технических ресурсов.


Несомненно, общепланетное транспортное средство – это не просто мечта или интересная разработка ученого, а вполне осуществимый проект. Сколько уже подобных замыслов при усилии лучших мировых умов стали реальностью? Радио, телевидение, автомобили, железные дороги, самолеты, запуск космических кораблей, электронные приборы, интернет – все то, чем сегодня не удивишь даже ребенка, еще не так давно человечеству казалось сказкой. И проект неракетного освоения космоса, разработанный А.Э. Юницким, еще вчера казался фантастикой, сегодня он воплощается в конкретный проект с точными математическими и физическими расчетами, а завтра космическое путешествие для любого из нас станет таким же привычным делом, как обыденная поездка в автобусе или метро.

Автор: Наталья Спилберг
Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter