Концерт легендарной группы «ЗГА» в Смоленске: Стиральные доски вместо музыкальных инструментов

Накануне 1 мая в самом «А-клубе» состоялся уникальный концерт авангардной группы с названием «ЗГА», ее можно назвать даже легендарной. Программу «Футуроз» известные музыканты посвятили 100-летнему юбилею русского футуризма. «ЗГА» в среде многочисленных поклонников авангардной шумовой музыки вообще в представлении не нуждается. Бессменный лидер этой группы в лице известного Николая Судника считается культовым персонажем андеграундной тусовки со времен далекого СССР. В 80-х годах Николай Судник жил в Риге, тогда этот город являлся эпицентром свободомыслия. И он был одним из первых в Советском Союзе, кто стал развивать направление индастриал, создав интересную группу «ЗГА».

К созданию этого коллектива, согласно легенде, имел отношение также джазовый импровизатор-музыкант Влад Макаров, прекрасный гитарист Вадим Петренко, ударник Михаил Юденич. Не особо играя на обыкновенных «настоящих» инструментах, Николай Судник применял для создания звука самые разные железяки и датчики. И он, по тем временам, создавал просто немыслимые всевозможные музыкальные устройства, которые впоследствии называли «згармонии». Эта группа очень быстро продвинулась, сразу приобрела большую известность среди многих истинных меломанов, конечно, по большей части, на Западе.
Программу «Футуроз» известные музыканты посвятили 100-летнему юбилею русского футуризмаПрограмму «Футуроз» известные музыканты посвятили 100-летнему юбилею русского футуризма
Вот так сам Николай Судник комментирует данный проект: "Соединяя саму поэзию футуристов со звуком, наша группа исходила из духа, буквы их манифестов, которые призывали к отказу вообще от всего академического. Так, в качестве музыкальных инструментов мы решили использовать самодельные звуковые конструкции, форма их - стиральные доски". Чего стоят только названия такого шумового оркестра - шуламиха (сама Вера Огарева), смаргачка (Екатерина Федорова), дзирута-вангале (Анастасия Постникова), юрманка и отштурха (Судник). Причем, звуки извлекались с помощью таких элементарных бытовых предметов, как, например, расчески, деревянные ложки, электрические зубные щетки, пластиковые баночки. Итак, в ход шел весь утилитарный хлам. Громогласные футур-речевки Николая Судника в совокупности с отличным женским вокалом создавали прекрасную музыкально-поэтическую феерию.

Свое мнение об этом концерте высказал признанный авторитет в музыкальном авангарде, смоленский импровизатор-виолончелист Владислав Макаров. Он говорит: «Новый этот проект Николая Судника особенный и просто замечательный. Идеолог известной музыкальной концепции «ЗГА» снова доказал свой нонконформизм, при этом, обратившись к русскому футуризму 20 века. Так, самодельные инструменты на основе обычных стиральных досок издают просто несравненные звуки, которые не подвластны никаким сэмплерам, другим чудесам технологий. Всё должно быть только натуральное и, естественно, экологически чистое – это и есть девиз «ЗГИ».

Псевдо-архаическая поэзия всех футуристов самого начала ХХ века отлично подходит для такой музыки. Этот проект для истинных гурманов прекрасного звука, он адресован креативной публике, которая воспитана как на рок-андерграунде, также и на амбиентно-шумовой компьютерной музыке, с заходом в самые дебри футуристического искусства. Знаменитая группа «ЗГА» уже не раз бывала в городе Смоленск, и не только для того, чтоб залезть на Смоленскую стену, просто выпить чего-то там, но также и выдуть паутину из ушей нашей сегодняшней публики, которая образовалась от обмороженной попсы и тяжелого металла».
Автор: Ольга Бектанова
Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter