Печати в Древнем Китае: произведение искусства или символ власти?

Привычную жизнь современного общества трудно представить себе без использования ручного инструментария, с помощью которого на бумажные или прочие поверхности наносятся оттиски.

Приспособления необходимы как государственным, так и коммерческим структурам - изготовление печатей по праву считается одной из наиболее востребованных отечественным рынком услуг. А когда впервые появились инструменты для получения штампов?

Одними из первых печати начали использовать жители Древнего Китая. Собственно говоря, родиной великого множества изобретений, повернувших ход развития современной цивилизации, являлась именно Поднебесная. В рамках данной статьи мы расскажем читателю не только о разновидностях печатей, использовавшихся в Китае несколько тысяч лет назад, но и о назначении инструментария для получения оттисков.

Долгое время личная печать являлась в империи именно символом власти. Наличие артефакта подтверждало высокие полномочия чиновника – как владелец печати, так и лицо, которому ее передали, вершил судьбу сотен простых людей.

Подделка печатей считалась в стране одним из самых суровых преступлений. В соответствии с положениями свода законов того времени - «Уголовных установлений эпохи Тан» - Тан люй шу и – всякий поделавший одну из 8 государственных печатей подлежал обезглавливанию. Проступок приравнивался к государственной измене, посягательству на высшую власть императора.

Не менее строго относились китайцы и к попыткам подделки печати престарелой вдовствующей императрицы, наследника императорского престола – уличенные в преступления подлежали повешению. Строго наказывались и преступники, подделавшие любую иную официальную печать – ссылка на 2000 ли или каторга сроком в 1 год фактически приравнивались к смертной казни. Чиновник, утративший один из символов своей власти, снимался с поста. Найденные на боле битвы предметы для получения оттисков в обязательном порядке сдавались командиру подразделения – нашедший их воин получал награду.
Одними из первых печати начали использовать жители Древнего КитаяОдними из первых печати начали использовать жители Древнего Китая
Отдельно стоит отметить, что настоящим искусством стало непосредственно изготовление печатей. Для многих народов ручной инструмент воспринимался как средство для выполнения юридических действий. Мастера Поднебесной имели собственный взгляд на вещи – сфера создания печатей здесь приравнивалось к высокому искусству (с подобным пиететом население Китая относилось в поэзии, каллиграфии, живописи). В общем случае изготовление печатей подразумевало использование дерева, металла, костей животных. Кроме того, искусники создавали шедевры на основе драгоценных и полудрагоценных камней – в дело шли хрусталь, агат, нефрит. Символ власти императора выполнялся из золота высшей пробы. Боковые поверхности ручного инструмента содержали поэтические послания, напутствия владельцу печати. На вершине инструментов часто украшались фигурками животных.

Для того, чтобы печать стала предметом искусства, по мнению жителей Поднебесной она должна была соответствовать критериям трем аспектов композиции: безупречному стилю, мастерски выполненной гравировке и каллиграфии. Любое отхождение от классических канонов низводило печать до уровня инструмента для получения оттисков с минимальной художественной ценностью, подходящего для исполнения только утилитарных функций. Не все знают, что в историю вошли имена не только императоров, но и мастеров по изготовлению печатей. Современники по достоинству оценили талант, усидчивость и высокий художественный вкус резчиков, сумевших наделить душой самые обычные отделочные материалы.

С появлением Наследной печати связано немало тайн, которые история не торопится открывать современникам. Долгое время считалось, что в Запретном дворце Пекина (Гугун) хранилось две печати (я-цинь-инь и ци-цзы-инь) носящихся к временному периоду 1050 г до н.э. Достоверных свидетельств данного факта не сохранилось, однако, доподлинно известно о существовании в Поднебесной печатей датируемых 403-221 гг. до н.э. Предметы эти относились к периоду Чжань Го. Исследователи Древнего Китая утверждают об обнаружении письменных свидетельств использования печатей и в более ранние периоды (771-403 гг. до н.э. – в эпоху Чюнь Цю).

Что изображалось на рабочей поверхности инструментов? В большинстве случаев оттисками являлись выполненные каллиграфическим почерком иероглифы. Достоянием истории стали, между тем, приспособления с нанесенными на них рисунками – как на печати императора Цинь Шихуаньди.

Для изготовления Наследной печати использовался нефритовый камень. Свое название она получила в период царствования династии Хань (206 г. до н.э.-219 г. н.э.) – атрибут высшей власти назывался название «Наследная печать царства Хань». Долгое время печать была объектом интриг и дворцовых переворотов – подобное положение вещей не прекращалось в течение эпох эпохи Вэй, Цзинь, периода Шестнадцати царств. Борьба за Наследную печать не подошла ко концу с приходом к власти династий Суй и Тан. Символ власти императора был безвозвратно утерян в период эпохи Пяти династий и десяти царств (907-960 гг.).

Долгое время сменявшие одна другую династии (Сун, Юань и Мин) не имели Наследной печати. Для того, чтобы искусственно принизить ее высокое значение, императорами династии Цин не раз издавались приказы изготовить новые атрибуты власти – не единожды предпринимались попытки выдать за оригинальную Наследную одну из действующих императорских печатей. Долгое время они хранились в пекинском Запретном городе вместе с иными печатями императоров Поднебесной. Вместе с тем, исследователи Древнего Китая единодушно полагают: данные предметы не имеют ничего общего с Наследной печатью Цинь Шихуанди.
Автор: Маша Сильная
Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter