Самые страшные авиакатастрофы России 21 века

Безопасность воздушного транспорта рассчитана давно – смертность от аварий с самолетами за год ниже примерно в 40 раз (за год в ДТП погибает 20 тысяч человек, а на воздухе – до 500. Однако это не мешает аэрофобам паниковать перед каждым полетом и испытывать стресс во время всего путешествия.

Всему виной масштабные авиакатастрофы, которые всегда врезаются в память, унося десятки и даже сотни жизней. За последние 20 лет с отечественными воздушными судами произошло десять крупных аварий. В этой статье мы расскажем о каждой из них и разберемся, как человеческий фактор влияет на исход катастроф.

Крушение Ту-154 в Иркутской области (2001)

3 июля 2001 года самолет Ту-154М вылетел из Екатеринбурга во Владивосток. Около двух часов ночи по местному времени, предельно снизив скорость для посадки, капитан и второй пилот не смогли совершить третий разворот. В 02:08 лайнер рухнул в лесу, вблизи деревни Бурдаковка и загорелся. При крушении погибли все 136 пассажиров, 12 из которых были гражданами Китая и 9 – членами экипажа.

Расследование завершилось достаточно быстро, так как все три «черных ящика» были обнаружены на месте крушения, и их данные удалось расшифровать. В декабре этого же года вышло распоряжение Минтранса с детальным анализом происшествия. Как выяснилось, к катастрофе привели несогласованные действия экипажа и многочисленные нарушения инструкций.
Обломки самолета Ту-154 в Иркутске
Обломки самолета Ту-154 в Иркутске
Ситуация усугубилась заходом лайнера в облачность, в которой пилоты потеряли визуальный контакт с землёй. Для выхода из этой зоны у самолёта уже не хватало высоты. Минтранс признал, что подобные ситуации связаны с низкой организацией полётов в России и систематическими нарушениями на авиапредприятиях.

Крушение А320 в Сочи (2006)

Ночью 3 мая 2006 года самолет А320 «Армавиа» направился из Еревана в Сочи. В аэропорту прилета было слишком облачно, но подлетая к Сочи, командир корабля, несмотря на непогоду, принял решение идти на посадку.

В 2:10 ночи, когда самолет А320 выпустил шасси и начал выходить на посадку, диспетчер Сочинского аэропорта неожиданно дал сигнал о повышенной облачности. Спустя 3 минуты «Аэробус» врезался в воды Черного моря и затонул на глубине 300 метров.
Части лайнера А320 в Сочи поднимали из воды
Части лайнера А320 в Сочи поднимали из воды
На борту находились 105 пассажиров и 8 членов экипажа, все они погибли. Редакция uznayvse.ru напоминает, что 5 мая 2006 года было объявлено в России траурным днем, а в Армении мероприятия продлились до 6 мая. Среди пассажиров, оказавшихся на борту лайнера, был известный квнщик и соавтор шоу «Comedy Club» Артур Тумасян.

Расследованием инцидента занимался межгосударственный авиационный комитет. Специалисты установили, что экипажем была нарушена стандартная процедура выхода на второй круг. В момент приземления работал автопилот, но после срабатывания сигнализации о снижении скорости он был выключен, и пилотирование взял на себя командир воздушного судна. Тяга двигателей была увеличена до взлетного режима, из-за чего самолет накренился и начал пикировать. После сигнала об опасности столкновения самолётом управляли уже и командир, и второй пилот, которые сработали не по инструкции и проигнорировали показания приборов.
Виновными были признаны участники экипажа
Виновными были признаны участники экипажа

Крушение А310 в Иркутской области (2006)

9 июля 2006 года «Аэробус» А310-300, следовавший из Москвы в Иркутск, благополучно приземлился в аэропорту. Однако коснувшись полосы в 22:43, лайнер не сумел затормозить, выкатился за пределы места посадки и врезался в бетонное ограждение на скорости 180 километров в час.

Когда из-за столкновения судно загорелось, на борту находилось 203 человека (195 пассажиров, а также 8 членов экипажа). На момент эвакуации огонь задел и аварийные выходы, и оборудование, однако благодаря самоотверженным действиям экипажа удалось спасти 78 человек. Большинство из них получило серьезные травмы. 125 пассажиров погибли. Среди них была дочь писателя Валентина Распутина, Мария.
Большая часть самолета была разрушена
Большая часть самолета была разрушена
По первоначальной версии причиной аварии была неисправность самолета, однако в ходе расследования вскрылись новые факты. Оказалось, что в пробеге по полосе командир дал неправильную команду двигателям: во время торможения тяга левого увеличивалась, а правого – уменьшалась, именно поэтому судно поздно начало тормозить. Эксперты отметили, что на исход катастрофы повлияло отсутствие профессиональных навыков у пилотов и их неопытность.

Крушение Ту-134 под Смоленском (2010)

10 апреля 2010 года самолёт Ту-134 польских воздушных сил вылетел из Варшавы в Смоленск на траурные мероприятия в память о Катынском расстреле польских офицеров. Всего на борту находилось 96 человек. Среди них – президент Польши Лех Качиньский, его жена Мария, польские политики, военные и представители церкви, а также 8 человек экипажа.

При подлёте к аэропорту “Смоленск-Северный” командир воздушного судна был проинформирован о низкой облачности и тумане. К слову, о критических погодных условиях экипажу сообщал не только диспетчер, но и командир польского самолета Як-40, приземлившегося несколькими часами ранее. Диспетчер предложил пилотам уйти на запасные аэродромы в Беларуси, но командир Ту-134 решил зайти на пробный круг для визуальной оценки ситуации.
Несмотря на непогоду, командир попытался посадить самолет
Несмотря на непогоду, командир попытался посадить самолет
В 10:30 польский лайнер начал снижаться, но посадка происходила со слишком высокой вертикальной скоростью. Несмотря на сигналы об опасности столкновения, экипаж не предпринял попыток взлететь. В 10:40 один из пилотов произнес: “Впереди земля! Тяни вверх!”, однако спустя уже 10 секунд самолет задел деревья. Судно накренилось, а после опрокинулось кверху дном.

Трагедией привлекла внимание всего мира – она стала самой крупной катастрофой, в которой погибли первые лица государств. В ходе расследования специальной правительственной комиссией были изучены все радиопереговоры, данные самописцев и другие свидетельства. Установлено, что технических неисправностей самолёт не имел.
Место памяти погибших в авиакатастрофе под Смоленском
Место памяти погибших в авиакатастрофе под Смоленском
Расшифровка переговоров на борту показала, что в кабине находились посторонние лица, оказывающие давление на экипаж и, возможно, мешающие управлению, ведь вместо ухода на запасной аэродром самолет все же начал экстренную посадку. Есть версии, согласно которым, выполняя посадку, экипаж высполнял прямое указание Качиньского.

Виновными в катастрофе признали пилотов, проигнорировавших показания приборов. Учитывая непростые отношения России и Польши, с выводами комиссии иностранные представители не согласились. Признавая ошибки экипажа, часть ответственности поляки все же попытались переложить на Россию, отмечая недостоверную передачу данных и запоздалые команды русских пилотов.

Крушение Як-42Д в Ярославской области (2011)

Осенью 2011 года мир спорта был шокирован новостью о гибели хоккейного клуба «Локомотив» из Ярославля. В катастрофе погибли все спортсмены, тренерский штаб и обеспечивающий персонал – всего, вместе с экипажем, 44 человека.

7 сентября ХК «Локомотив» вылетел в Минск на стартовую игру сезона с местным «Динамо». Погода в аэропорту вылета «Туношна» была практически идеальной: слабый ветер, хорошая горизонтальная видимость и низкая облачность. В 15:58 самолёт Як-42Д начал разбег по полосе и спустя несколько минут, набрав высоту 5 метров, врезался в землю на берегу реки Туношонки. Лайнер разрушился, часть обломков упала в воду.
Самолет Як-2 поднимают из воды
Самолет Як-2 поднимают из воды
Комиссия признала, что в случившемся виноват экипаж, допустивший ряд критических ошибок. Пилоты не учли перегруз, нехарактерный для небольшого самолета, а также траекторию, не совпадавшую с размерами возможностями взлетной полосы. Необъяснимое движение штурвала, которое произвел командир воздушного судна на пробеге перед отрывом от земли, бортмеханик принял за решение остановки взлета.
На борту лайнера погибла вся команда «Локомотив»
На борту лайнера погибла вся команда «Локомотив»
В катастрофе выжили только 2 человека — инженер Александр Сизов и хоккеист Александр Галимов, однако второй скончался в больнице спустя 5 дней. С 9 по 11 сентября на территории Ярославской области – родины спортивной команды – был объявлен траур. После случившегося президент Федерации хоккея Владислав Третьяк заявил, что российская сборная больше не будет пользоваться самолетами Як-42. В память о погибших на игровых свитерах возрожденного «Локомотива» теперь всегда присутствует траурная ленточка с датой 07.09.2011.

Крушение Boeing 737 в Казани (2013)

Вечером 17 ноября 2013 года в аэропорту Казани пошел на посадку самолёт Боинг-373, следовавший рейсом U9-363 из Москвы. На борту находились 44 пассажира, включая 25-летнего сына главы республики Рустама Минниханова, одного украинца и одного британца, а также 6 членов экипажа. С Иреком Миннихановым должна была лететь его беременная жена, но так как ей оставался всего месяц до родов, супруг уговорил ее остаться в Москве.

В 19:25 самолёт взорвался при посадке. Все 50 человек, находившихся внутри, погибли и были опознаны. Предварительных версий причин авиакатастрофы было три: ошибка пилота, хотя командиром судна был опытный пилот с 21-летним стажем, техническая неисправность, тем более что свидетели посадки Боинга ещё в московском аэропорту утверждали, что его потряхивало, и погодные условия – шел слабый дождь, сплошная облачность.
На месте крушения самолета Boeing-737 в Казани
На месте крушения самолета Boeing-737 в Казани
Вопросы возникли к исправности самолета. История авиации уже знала случаи, когда из-за попадания нагретой гидравлической жидкости в рулевую систему заедал сервоклапан. В более новых моделях этот дефект исправили, но потерпевший крушение в Казани самолет был выпущен в 1990 году. Однако спустя два года после крушения техническая комиссия вынесла вердикт:
Признаки отказа авиационной техники в аварийном полете отсутствуют
После крушения ушел в отставку глава Татарстанской авиации Шавкат Умаров, а компания «Татарстан», которой принадлежал разбившийся самолет, лишилась лицензии, так как в ходе последовавших проверок было выявлено нарушение правил отдыха и повышения квалификации пилотов. Более того, в СК РФ заявили, что командир судна Рустем Салихов по специальности был штурманом, а лицензию пилота получил в учебном центре, который на момент катастрофы был ликвидирован, так что подтвердить законность его деятельности было сложно.

Следствие пришло к выводу, что пилот получил лицензию незаконно. В 2019 году СК завершил расследование, признав виновными членов экипажа. Но так как все они погибли, дело было прекращено.

Крушение А321 над Синайским полуостровом (2015)

31 октября 2015 года российские туристы возвращались с отдыха на чартерном рейсе Шарм-эш-Шейх – Санкт-Петербург. Взлет лайнера А321-231 «Когалымавиа» прошёл в штатном режиме – самолёт поднялся на высоту около девяти с половиной километров и продолжил полёт над Синайским полуостровом.

Спустя 23 минуты он внезапно потерял скорость и начал быстрое снижение, а вскоре и вовсе пропал с радаров. Поисковые группы обнаружили упавший самолет около города Нахль, в дикой местности в центре Синайского полуострова. Погибли все, кто находился на борту – 217 пассажиров и 7 членов экипажа. Катастрофа заняла печальное первое место в истории российской авиации по количеству жертв.
Самолет А321 упал в Египте из-за взрыва
Самолет А321 упал в Египте из-за взрыва
Площадь разлета обломков указывала на то, что самолет начал разрушаться еще в воздухе, причём на большой высоте. В ходе расследования ФСБ удалось выяснить, что причиной крушения стал взрыв в хвосте самолета. По оценке специалистов, взрыв был учинен с помощью килограмма тротила, а закладка произведена в багажном отсеке при содействии сотрудника аэродромных служб. Ответственность за данный теракт взяла на себя террористическая группировка ИГИЛ.
Ответственность за случившееся на себя взяла группировка ИГИЛ
Ответственность за случившееся на себя взяла группировка ИГИЛ
Взорванный лайнер привёл к остановке авиасообщения России с Египтом до улучшения ситуации с контролем безопасности (запрет был снят в сентябре 2020 года).

Крушение Boeing 737-800 над Ростовской областью (2016)

Ночь 19 марта 2016 года в Ростове-на-Дону выдалась очень ветреной. Порывы достигали 19 метров в секунду, местами напоминая ураган. Посадка самолёта в таких условиях – дело чрезвычайно трудное, поэтому в ту ночь несколько лайнеров не рискнули садиться и отправились на запасной аэродром. Однако командир Boeing 737-800 Аристос Сократус был уверен в своем профессионализме и рискнул совершить посадку.

Больше двух часов лайнер находился в воздухе у Ростовского аэропорта, ожидая, что погода наладится. На второй попытке захода на посадку экипаж передумал садиться и доложил диспетчеру об уходе на дополнительный круг. Воздушное судно начало набирать высоту, но менее чем через минуту “вывалилось” из облачности и под большим углом врезалось в землю рядом с полосой. Момент крушения попал на несколько камер наблюдения. В катастрофе погибло 55 пассажиров и 7 членов экипажа, выжить не удалось никому.
При крушении боинга погибло 55 пассажиров и 7 членов экипажа
При крушении боинга погибло 55 пассажиров и 7 членов экипажа
Расследованием занимался межгосударственный авиационный комитет – специалисты из США, ОАЭ и Франции. Технических поломок и сбоев им выявить не удалось, а сложные метеоусловия сочлись вполне преодолимыми. Анализ “черных ящиков” и переговоров в кабине показал, что крушение произошло из-за неправильных действий пилотов: командир неверно сработал со штурвалом, резко снизив траекторию полета, поэтому самолет не удалось вывести из пике. Специалисты отмечают, что на работе пилотов сказались усталость из-за напряженного графика и недостаточная подготовка.

Крушение Ту-154 над Сочи (2016)

Авиакатастрофа, случившаяся зимой 2016 года на лайнере ТУ-154Б ВВС России, унесла жизнь артистов ансамбля имени Александрова, худрука коллектива, журналистов и миротворцев, отправившихся на базу российских войск в Сирии. Среди них оказалась и Елизавета Глинка (доктор Лиза) – известный общественный деятель.

25 декабря 2016 года в 05:25 минут самолёт после дозаправки в Сочи взлетел с аэродрома и начал набирать высоту для перелёта в Латакию (Сирия). Всего через две минуты после взлета лайнер рухнул в море в полутора километрах от берега. Спасательные команды в месте крушения выживших не обнаружили – 84 пассажира и 8 членов экипажа погибли на месте.
Ту-154 рухнул в через 2 минуты после взлета
Ту-154 рухнул в через 2 минуты после взлета
Расследование Минобороны РФ было завершено только в 2019 году, и все его результаты были засекречены. Известно, что приоритетной причиной стала ошибка пилотирования. Однако в ходе следствия рассматривались и другие версии, в числе которых – перегруз самолета, который мог привести к позднему отрыву от полосы, и потеря ориентирования пилотом.

Крушение Ан-148 в Раменском районе (2018)

Ошибка пилота привела к гибели 71 человека зимой 2018 года, когда самолёт «Саратовских авиалиний» Ан-148-100 должен был выполнить рейс по маршруту Москва – Орск. 11 февраля в Домодедово шёл сильный снег. В 14:21 самолет поднялся с полосы и направился по маршруту. Спустя уже 6 минут он исчез с радаров, а в экстренные службы Раменского стали поступать сообщения о сильном взрыве вблизи села Степановское. Прибывшие на место спасатели обнаружили обломки самолёта на площади 30 гектаров.
К падению Ан-148 привела ошибка пилота
К падению Ан-148 привела ошибка пилота
Согласно показаниям бортовых самописцев, катастрофа произошла из-за ошибки пилотирования и сбоя в работе оборудования. Как выяснилось позже, члены экипажа не включили приемники полного давления – устройства обледенели и стали выводить на экраны неверные данные. Второй пилот пытался исправить ситуацию, указывая командиру корабля на ошибки, однако тот не послушал его даже после ссоры. По итогу самолет разогнался до запредельных значений, из-за чего пилоты и потеряли над ним контроль. Специалисты утверждают, что конструкция начала рушиться еще в воздухе.

Пожар на SSJ100 в Шереметьево (2019)

Порой в трагедии на воздухе замешана вовсе не одна ошибка пилота, а целый ряд событий, как это произошло весной 2019 года во время пожара на “Суперджете”.

5 мая в 18:03 SSJ 100 «Аэрофлота» вылетел в Мурманск. Через 15 минут после вылета в лайнер попала молния – в этот момент отключаются генераторы и часть бортового оборудования. Командир судна принял решение вернуться пункт вылета, чтобы приземлиться, не расходуя топливо.

После первого касания полосы лайнер подпрыгнул и дважды ударился шасси. При последнем ударе стойки судна подломились и пробили топливные баки, а вытекшее неизрасходованное топливо воспламенилось. Распространение пожара в самолете ускорила открытая задняя дверь, которая “потянула” огонь в салон. Многим пассажирам паника не дала выбраться наружу – из 78 человек смогли спастись только 37.
Во время пожара в самолете в Шереметьево 37 человек смогли спастись
Во время пожара в самолете в Шереметьево 37 человек смогли спастись
В случившемся следствие обвинило выжившего командира экипажа – Дениса Евдокимова. По мнению специалистов, он допустил множество ошибок в ручном управлении, пытаясь посадить самолет. Главным аргументом обвинения служит оставшееся топливо, которое и стало причиной пожара – правоохранители считают, что командир был обязан выработать его и продолжить полет в Мурманск. Однако Евдокимов с этими тезисами не согласен. Расследование не завершено и по сей день.
За более чем сто лет существования гражданской авиации специалистам удалось выявить три основных причины, по которым случаются подобные катастрофы. Среди них – ошибки персонала, терроризм и технические неполадки. Изучив истории выше, становится понятно, что чаще всего к авариям приводят обычная невнимательность, усталость и паника – хорошо знакомые нам чувства и эмоции.
  • «правоохранители считают, что командир был обязан выработать его и продолжить полет в Мурманск.» Ну, тупые-продолжать полет без топлива?!
    2020-10-23 12:11:39
1
Подпишитесь на нас!