Инвесторы вынесли приговор энергетической реформе Медведева

7 Июл 2017
Инвесторы пожалели о своих вложениях в российскую электроэнергетику. Вливания в энергетический рынок идут, однако никаких изменений и усовершенствований не наблюдается, заявляют инвесторы. Между тем, чиновники хотят контролировать цены, и видеть субсидии производителей тепловой энергии в ГЭС, АЭС и сетевые компании. Но, несмотря на инвесторы пока не намерены выходить из актива и уходить с рынка. Об этом заявил председатель совета директоров «Энел ОГК-5» Доминик Фаш.

Однако, добавляет председатель наблюдательного совета «Совета производителей электроэнергии» Михаил Слободин, если бы сейчас российское правительство предложило купить у них активы, больше половины инвесторов согласились бы их продать.

Предполагалось, что с начала 2011 года промышленники могли бы покупать электроэнергию по свободным ценам. Но сейчас этого не наблюдается. Тем не менее, говорит Михаил Слободин, сейчас уровень либерализации достаточно оптимистичен – на уровне 35 %. Под контролем государства находятся не только тарифы для населения, но и цены на электроэнергию для ГЭС и АЭС. Последние же не принимают участие в формировании рыночной цены, однако, продают энергию именно по ней. Получается, что энергетики получили лишь ограничение по цене, то есть тариф. Такие рамки уже сделали невыгодными содержание трети тепловой генерации, а больше половины ресурса таких станций необходимо продлить еще лет на 10. Кроме того, механизма окупаемости вложений пока нет.

“Русгидро” и “Росэнергоатом” и сетевые компании получают субсидии от регуляторов за счет недофинансирования тепловой генерации. Сейчас тепловые станции вырабатывают более 65 % энергии, общая доля в выручке – около 45%, а прибыль на уровне 25%. Если учитывать ограничения по цене, то это значит, что деньги потребителей, по сути, уходят от частных энергокомпаний в государственные. В 2010 году цену мощности ТГК и ОГК ограничили тарифов, а для ГЭС и АЭС предполагают дополнительные надбавки на безопасность и инвестиции. В итоге, прибыль государственных ГЭС и АЭС выросла за три последних года, а ТЭС понесли убытки.

Чиновники во главе с Дмитрием Медведевым признавали, что основную роль в росте цен на электричество играют сети. Но ограничения касаются не их, а генерирующих компаний. ФСК и «Холдинг МРСК» имеют инвестпрограммы, а все остальные продолжают о них мечтать.

Тем временем, сами энергетики признают, что цены на электричество сегодня очень высокие. И причины этого в тарифах сетей, сверхнормативном резерве и сбытовых надбавках. Поэтому, уверен Слободин, потребителям теперь выгоднее сами построить электростанции.

Однако, это не основное недовольство энергетиков. Главная претензия заключается в том, что государство постоянно меняет правила игры. А в данный момент их нет вовсе. В 2011 году должны были выйти новые, после переходного периода, однако, энергетики даже не предполагают, какие счета будут выставлены им за январь.

Зампред правления НП «Совет рынка» Олег Баркин и начальник департамента электроэнергетики Минэнерго Василий Никонов признают, что на данный момент есть некоторые проблемы. Министерство уже подготовило пакет документов, которые ждут согласования. Ожидается, что «новые правила» появятся уже в ближайшее время. А сейчас счета потребителям выставляются по временному регламенты, который принял «Совет рынка». Как только выйдет постановление, будет сделан перерасчет. Однако, механизм перерасчета пока не понятен. И пока чиновники придумывают и меняют правила игры, энергетики теряют свои деньги, заявляет гендиректор E. On Russia Сергей Тазин. В результате таких перестановок в этом году компания, по его словам, может лишится 1 млрд. рублей.

Сейчас в энергетической отрасли нет сильной и квалифицированной оппозиции, то есть регуляторов. «Совет рынка» работает неэффективно, заявляет Слободин. И если ситуацию не начать менять, что энергетиков жду колоссальные убытки. И главное здесь, уверены участники рынка, сделать «Совет рынка» эффективным и найти общий язык между энергетиками членами наблюдательного совета рынка.

Тем не менее, энергетики уверены, что ситуацию можно изменить. Однако, для этого следует провести новую реформу. Необходимо отказаться от ограничений по цене на мощность и лишить АЭС и ГЭС возможности подавать ценопринимающие заявки на электроэнергию. В результате государственные компании лишатся сверхприбыли, зато сократится средняя цена на электроэнергию. При этом, нужно оставить договор на предоставление мощности. Эти предложения уже готово проанализировать Минэнерго. Если ведомство согласится устроить очередную реформу, то это позволит потребителям сократить расходы и избежать бесконечного роста цен на электроэнергию.