Биография Барбары Брыльской
Барбара Брыльска – польская актриса, которую в Советском Союзе считали «своей» в каждом доме. Всенародную славу ей принесла роль учительницы Нади Шевелевой из Ленинграда в легендарной картине Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!», за которую она была удостоена Государственной премии СССР. За рубежом актрису более всего помнят по картинам «Фараон», где она сыграла Каму, финикийскую жрицу, и «Анатомия любви», в которой актриса создала образ Евы.Детство, юность, семья
Барбара родилась в самом начале лета 1941 года в польском селении Скотники, что неподалеку от Лодзя. Позже актриса призналась, что родилась на пару недель раньше, чем принято считать:Немецкую оккупацию семья пережила относительно спокойно, поскольку бабушка по отцовской линии была немецкой дворянкой. Отец Барбары трудился слесарем, часовым мастером, а мама была обычной швеей. В конце Второй мировой войны на свет появилась Ядвига, младшая сестра Баси, как называли будущую кинозвезду дома.Настоящий день рождения — это 29 мая. Все знают, что 5 июня. Я родилась во время войны, и моя мама опоздала с регистрацией ребенка, а немцы давали ужасный налог. И она должна была бы заплатить деньги большие за то, что опоздала на одну неделю. И я помолодела на одну неделю. Мама сказала мне просто, что я родилась на неделю позже.
Девочек воспитывали в строгости. Бася росла застенчивой и переживала из-за собственной внешности, считая себя некрасивой. Зато у нее рано обнаружилась склонность к рисованию, и родители отдали ее в художественный лицей.
Барбара уже видела себя знаменитой художницей, когда в их учебное заведение пришел ассистент режиссера, которому срочно была нужна девочка-подросток в фантастическую комедию «Галоши счастья» (1958). Школьница была счастлива, что именно ее пригласили на съемки, и три дня работы на площадке запомнила навсегда. Тогда же она поняла, что ей интересен этот процесс. Она начала посещать театральный кружок, выходила на сцену в самодеятельных спектаклях.
Директор лицея, увидев Барбару в постановке «Мать», порекомендовала ей учиться актерскому мастерству в высшей театральной школе Лодзя. Брыльска послушалась ее совета, поступила, но так и не окончила. Она переехала в Варшаву, где в 1967 году получила актерское образование в Высшей школе театра, кино и телевидения.
Актёрская карьера
Параллельно с учебой Брыльска начала сниматься в кино. Она сыграла главную роль Эвы в польской военной драме «Потом наступит тишина» (1965), а затем получила предложение сняться в исторической драме Ежи Кавалеровича «Фараон» (1966), где Рамсеса играл Ежи Зельник, а его наложницу – Брыльска.Ее финикийская жрица Кама была очень похожа на голливудскую Клеопатру в исполнении Элизабет Тейлор: с пышным черным париком, двойными стрелками и яркими бровями. Актрисе роль принесла первую известность на родине, тем более что в эротических сценах она была неподражаема.
По словам актрисы, Кама открыла ей ворота к карьерному росту, с дальнейшими главными ролями у нее не было проблем, причем снималась она не только в Польше. Во второй половине 60-х Барбара работала в советско-немецком вестерне «След сокола» с Гойко Митичем и в его продолжении, картине «Белые волки» со Слободаном Димитриевичем; сыграла Эву Лихосик в фильме «Бумеранг». Снялась актриса и в драме Ежи Гоффмана «Пан Володыевский», где предстала в образе красавицы Кристины Дрохоювской.
В конце шестидесятых годов Брыльска приехала и в Советский Союз, чтобы сняться в героической эпопее Юрия Озерова «Освобождение». Вскоре Барбару пригласили еще в один советский фильм «Города и годы», который снимал Александр Зархи.
Во время съемок актриса узнала о беременности, которую решила скрывать до последнего. Но когда проснулся зверский аппетит и начал расти живот, даже костюмерша обратила внимание на прибавку в весе:
Оставшиеся сцены стали снимать крупным планом, чтобы не видно было округлившегося живота.Наконец призналась своему партнеру Игорю Старыгину: «Слушай, не знаю даже, как сказать... Словом, так получилось... Я стала жертвой внезапной беременности! Клянусь, никого не хотела подвести».
Невзирая на то, что съемки мелодрамы Романа Залуского «Анатомия любви» (1972) вызвала волну осуждений в социалистическом лагере, Брыльска не постеснялась сниматься в довольно откровенных любовных сценах с Яном Новицким. Ее героиня Ева запомнилась и советским зрителям, хотя до них картина дошла в весьма усеченном варианте.
Польская красавица обратила на себя внимание и режиссера Эльдара Рязанова, который приступал к съемкам новогодней картины и подыскивал актрису на роль главной героини.
Ирония судьбы Барбары Брыльской
По одной из версий, польскую актрису посоветовал вызвать на пробы оператор Вадим Алисов, у сына которого над кроватью висел портрет Барбары. Рязанову фото понравилось, он нашел ее номер телефона и позвонил, чтобы пригласить на пробы.До нее на эту роль пробовались сотни кандидаток, как известных, так и не очень. Но режиссеру всегда чего-то недоставало. Брыльска приехала в СССР в полной уверенности, что едет сниматься, и оказалась права: после первого прослушивания ее утвердили на роль скромной учительницы Нади Шевелевой.
Барбара в жизни очень отличалась от своей экранной героини: резкая, раскрепощенная, всегда говорящая все что думает. Тем не менее, она сумела создать образ романтичной, тонко чувствующей и нежной женщины. Актриса приезжала заранее на съемки, внимательно относилась к каждой сцене и с партнерами поладила не сразу. Говорят, она даже поссорилась с Андреем Мягковым, а с Юрием Яковлевым наотрез отказывалась целоваться в кадре, поэтому сцену снимали со спины. Несмотря на то, что озвучивала героиню Барбары советская актриса Валентина Талызина (в картине – одна из подруг Нади), а песни пела Алла Пугачева, зрители полюбили актрису, как свою. Женщины копировали ее прическу, брови, выискивали похожие шапки, а с годами «Ирония судьбы или С легким паром!» стала предновогодним символом – картину показывали по телевизору каждый год.
Брыльска была удостоена Государственной премии СССР, что сказалось на её карьере в Польше. Актриса позже признавалась, что ее приревновали и не давали работать:
В канун 2008 года польская актриса снова напомнила российским зрителям о себе. С согласия Эльдара Рязанова режиссер Тимур Бекмамбетов снял продолжение фильма, который более тридцати лет выходил на экраны в новогодние каникулы. История любви повторилась с экранной дочерью Барбары в исполнении Елизаветы Боярской. По сюжету Надя с Женей Лукашиным так и не поженились, но встретились спустя много лет благодаря своим наследникам.Ревновали за то, что я приняла Государственную премию СССР за роль в «Иронии судьбы…», за то, что у меня есть связи в СССР. Они не знают, что, имея подобную славу, я могла себе позволить давать очень жесткие интервью, в которых откровенно говорила о том, что мне не нравится. Любой русский побоялся бы произнести подобные вещи вслух. Но поляки, естественно, эти интервью не читали — они лишь знали, что я часто бываю в СССР и что меня здесь очень любят зрители. Кстати, ваша Госпремия положила конец моей работе на родине — я в основном стала работать за границей: в Германии, Чехословакии, Болгарии, России. В Польше мне почти не давали ролей, я постепенно выпала из этого артистического круга.
Брыльска в интервью даже перепутала экранных детей:
Мне понравился сценарий. Понравилось, что спустя тридцать с лишним лет мы все – актеры, принимавшие участие в первой картине, встретились на съемочной площадке. И я, и Андрей Мягков, и Юрий Яковлев. Есть и молодое поколение хороших артистов. Моего сына играет Костя Хабенский. Моя героиня Надя Шевелева по сценарию не вышла замуж за Лукашина, у нее другой мужчина, другая семья. Вырос сын. А у Жени растет дочь. И дети спустя много лет встречаются «на улице Строителей». История повторяется. Мы с Андрюшей Мягковым на съемках все подшучивали над молодыми актерами: «Да вы можете особо и не стараться, можете плохо играть. Все равно зрители будут смотреть фильм ради нас, стариков. Не напрягайтесь.
Карьера после «Иронии судьбы…»
Несмотря на фантастический успех первого фильма в Советском Союзе, в Польше его едва знали и показали всего несколько раз. Актриса продолжила съемки, сыграв на родине несколько главных ролей: в мелодраме «Роман Терезы Хеннерт» (1978, Тереза), военном фильме «Сто коней к ста берегам» (1978, Кристина), детективе «Бешеный» (1979, Голевичова).Позже польские режиссеры перестали предлагать Брыльской главные роли, и в восьмидесятых годах она чаще снималась в других странах.
В СССР Барбара вернулась в 1988 году, чтобы сыграть монахиню в мистической драме «Час полнолуния», а затем ей предложили главную роль Ядвиги в криминальной драме «Ау! Ограбление поезда». В ней она работала вместе со Львом Дуровым, Арменом Джигарханяном, Сергеем Юрским.
После распада Советского Союза Брыльска работала с украинскими продюсерами, к примеру, сыграла Ольгу Самолову в мелодраме «Странное Рождество» (2006). Сотрудничала она и с армянским кинематографом в драме «Симфония молчания» (2001). Следом фильмографию актрисы пополнила приключенческая комедия Игоря Угольникова «Казус Белли» (2002), где ее партнером был Виталий Соломин.
С Константином Хабенским и Елизаветой Боярской Брыльска снова встретилась на съемках сериала «Адмиралъ» (2009), где она сыграла няню Розу Карловну.
Последняя на сегодняшний день работа в кино у актрисы тоже связана с Россией. В 2014 году вместе с Сергеем Жигуновым, Кристиной Орбакайте, Андреем Федорцовым она снялась в музыкальной комедии «Тайна четырех принцесс». В этой картине ей досталась роль феи Урсулы Марии Барбары Маргариты Брауншвейской. С тех пор Брыльска перестала сниматься в кино и на сегодняшний день о ее новых работах новостей нет.
Личная жизнь Барбары Брыльской
Актриса никогда не делала секрета из своих отношений с мужчинами. Она всегда влюблялась страстно и считала, что это – на всю жизнь. Каждая история любви могла бы стать сюжетом для отдельного фильма, но счастливой женщиной она себя не считала:Первого супруга Барбары звали Ян Боровец, он был математиком. Она была его первой женщиной, а он – её первым мужчиной. Но отношения не были безоблачными. Родителям юноши не нравилась невестка-актриса. Барбара даже оставила театральную школу в Лодзе, но позже стала учиться в Варшаве.Как все женщины, я просто ждала короля на белом коне. Он появился, конечно. Только не на коне. И не король. Но мне было 17 лет, когда я познакомилась с моим первым мужем и была им очарована. С первым мужем я прожила 11 лет — это был очень добрый человек. Но не получилось у нас с ним долгой счастливой жизни. Не по моей вине — он знает. И детей я родила уже от второго мужа.
В столице она познакомилась с Ежи Зельником и безумно влюбилась, несмотря на то, что была старше избранника на пять лет. Когда искали актера на роль фараона, она порекомендовала своего любовника и играла в фильме вместе с ним.
Барбара довольно долго не могла выбрать между Яном и Ежи, но в какой-то момент решила, что так больше продолжаться не может, и разорвала отношения с любовником. Но и с Яном отношения вскоре сошли на нет, и Брыльска подала на развод.
Самой большой любовью в ее жизни, как актриса признавалась гораздо позже, был югославский актер Слободан Димитриевич, с которым она познакомилась на съемках картины «Белые волки». Роман был головокружительным, пара собиралась создавать семью, но мама мужчины была категорически против польки-актрисы, она хотела найти сыну богатую невесту на родине. Расставание было болезненным.
Вскоре один из друзей познакомил Брыльску с врачом-гинекологом Людвигом Космалем. Актриса приняла предложение мужчины и вышла за него замуж. В 1973 году родилась их дочь, которую отец назвал Барбарой, хотя та и была против. Сына, родившегося в 1982 году, назвали Людвигом, как отца.
Пара прожила вместе восемнадцать лет, и за это время оба накопили достаточно обид друг к другу. Барбара узнала, что супруг ей неверен и от отчаяния завела роман с болгарским коллегой Стефаном Данаиловым. Стефан переехал ради нее в Варшаву, работал конферансье. Но развод был невозможен ради иностранки – и однажды они попрощались навсегда.
Барбара вернулась к Людвигу, который тоже не желал развода. Актриса не раз говорила, что Космаль был ее недостоин и психологически сильно ее измотал. На развод она не подавала, чтобы не травмировать детей.
Но когда в 1993 году случилась трагедия – в автокатастрофе погибла их красавица-дочка Бася, начинающая модель и актриса, Брыльска не выдержала. Она развелась с мужем и в течение трех лет не выходила из дома, обвиняя себя в том, что она жива, а дочь – нет.
О бывшем супруге Барбара с горечью рассказывала:
Муж меня использовал насколько мог. Я всегда была самодостаточная, всегда помогала другим. А мне — никто. Никто! Все, что у меня есть, я сама себе заработала. Все хлопоты, все задачи я должна развязывать сама — такова моя доля. Но на все мои попытки пожаловаться я слышала от подруг: «Дорогая! Тот, кто берет, всегда ищет того, кто готов давать. И вы с мужем просто прекрасно совпали. Ты любила давать, а он с удовольствием брал!» Дело не только в финансах, хотя я была самой дешевой женщиной в его жизни! Он и копейки в меня не вложил, у меня всегда были свои деньги. Я имею в виду другие проблемы — эмоциональные… Не хочу говорить об этом!
Барбара Брыльска сейчас
В 2024 году очаровательной Наде из «Иронии судьбы…» исполнилось 83 года. Актриса давно не снимается в кино, пережила удаление доброкачественной опухоли на лице, а в 2020 году рассказала, что из-за радикулита и боле в спине была вынуждена нанять сиделку.Сын Людвиг с внуками Шимоном и Якубом навещает мать, помогает справляться с переездом на дачу неподалеку от Варшавы. С журналистами Брыльска практически не общается, но в начале 2023 года сообщила о ново беде:
Последние новости о польской актрисе касались ее отношения к событиям, происходящим на Украине, а также ее высказываниями об уровне жизни в России: Брыльска заявила, что нормально люди живут только в Москве и Санкт-Петербурге, а в других регионах ситуация гораздо хуже, доходит до нищеты.Я больная, голос у меня сейчас сильно плохой. Я сейчас не в форме. Молюсь. Не могу даже встретиться с людьми. Сломанный позвоночник... Вы понимаете, что это такое? Это долго все происходит — реабилитация и так далее. Я не в форме — в физической и в духовной. Что будет далее, не знаю.
Интересные факты
- Барбара Брыльска не раз признавалась, что характер у нее непростой. Она не умела просить роли, а тем более бороться за них, даже если сидела без работы. Только один раз актриса попыталась попросить режиссера, но у нее ничего не получилось:
Я долго боролась с собой, чтобы сделать этот шаг вперед и попросить. Потому что знала, что это действительно роль, идеально подходящая для меня, — роль Аринки в фильме Ежи Гофмана «Потоп». Но независимо от всех опросов, результатов голосования и прочего роль отдали другой. Так что этот случай навсегда отбил у меня охоту проявлять инициативу.
- В Москве Брыльска впервые вышла на театральную сцену в постановке Романа Мархолиа «Квартет». Премьера состоялась в Центре оперного пения Галины Вишневской. Также Барбара была участницей нескольких российских шоу, в числе которых – «Модный приговор», «Две звезды-2», «Поле чудес». На последнем актриса выиграла автомобиль.
- Несколько раз после смерти дочери Брыльска пыталась понять, за что ей было послано такое горе. Она вспоминала, что как-то ей заявили, что нельзя называть дочку тем же именем, что и маму, ибо бог одну приберет. А за несколько дней до гибели дочери она увидела сон:
Мы едем с ней в метро, а вокруг какие-то неживые лица. Мне выходить надо, а я на месте застыла! Бася резко вытолкнула меня из вагона. А накануне трагедии моей дочке приснилось, что у нее выпали два передних зуба. Потом мне сказали, что это плохой сон. Помню еще, она очень переживала из-за короткой линии жизни на руке. Бася мне ладонь показывала, а я отказывалась смотреть...
Важные события в жизни
- 1958 год: дебютировала в фильме «Галоши счастья».
- 1959 год: вышла замуж за математика Яна Боровеца.
- 1963 год: снялась в фильме «Их будний день».
- 1966 год: сыграла главную роль в фильме «Фараон».
- 1967 год: окончила Высшую школу театра, кино и телевидения в Варшаве.
- 1968 год: снялась в фильме «След сокола».
- 1969 год: снялась в фильмах «Белые волки», «Освобождение».
- 1970 год: развелась с Яном Боровецом.
- 1971 год: вышла замуж за врача-гинеколога Людвига Космаля.
- 1972 год: сыграла главную роль в фильме «Анатомия любви».
- 1973 год: родила дочь Барбару. Снялась в фильме «Города и годы».
- 1975 год: удостоена Золотого Креста заслуги (Польша).
- 1977 год: удостоена Государственной премии СССР за роль Нади Шевелевой «Ирония судьбы, или С легким паром!».
- 1978 год: снялась в фильме «До последней капли крови».
- 1985 год: награждена орденом Возрождения Польши Кавалерский крест.
- 1988 год: снялась в фильме «Час полнолуния».
- 1991 год: сыграла главную роль в ильме «Ау! Ограбление поезда».
- 1993 год: погибла в автокатастрофе дочь Барбара.
- 2001 год: сыграла главную роль в фильме «Даун Хаус».
- 2003 год: сыграла главную роль в фильме «Казус Белли».
- 2006 год: сыграла главную роль в фильме «Странное Рождество».
- 2007 год: снялась в фильме «Ирония судьбы. Продолжение».
- 2008 год: снялась в сериале «Адмиралъ».
- 2014 год: снялась в фильме «Тайна четырех принцесс».
- 2021 год: исполнилось 80 лет.
Лучшие фильмы
Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Узнай Всё
Санкт-Петербург, 2-я Красноармейская ул., д. 7/4, литера А, помещ. 2-н, часть пом. № 11
+7 931 269 84 49