Биография Михаил Кокшенова
Михаил Михайлович Кокшенов – знаменитый советский актер, игравший в комедиях Леонида Гайдая («Не может быть!», «Инкогнито из Петербурга», «На Дерибасовской хорошая погода…», «Спортлото-82»), драме Владимира Мотыля «Женя, Женечка и катюша», «Гараже» Эльдара Рязанова и множестве других фильмах, признанных классикой отечественного кинематографа. В 90-е годы он сам занялся созданием кинолент и почти перестал сниматься в фильмах других режиссеров. После своих первых фильмов («Русский бизнес», «Русский счет» и «Русское чудо», 1993–1994) выпустил еще 12 картин, но ни одна из них не получила зрительского признания.Детство и семья
Михаил Кокшенов появился на свет 16 сентября 1936 года в Замоскворечье, о котором всю жизнь вспоминает с теплом и любовью и считает его сердцем столицы. Михаил изредка посещает родные места, вспоминает необыкновенную атмосферу московских коммуналок и дружных дворов.Возможно, актерские задатки передались ему от мамы, Галины Васильевны (1908–1992) – в детстве она, очарованная театром, посещала театральный кружок во Владивостоке. В этом же городе она познакомилась с будущим мужем, Михаилом Михайловичем Кокшеновым, директором комбината. Не оставив мечту стать актрисой, Галина вместе с мужем переехала в Москву, где и родился их сын. Продолжая традицию, его назвали Михаилом. Глава семьи погиб на фронте в годы войны, и Галина так и не вышла замуж во второй раз, хотя недостатка в мужском внимании не испытывала. Михаил с мамой, бабушкой и дворняжкой по кличке Чижик жил в 9-метровой комнате в коммуналке на Софийской улице. В детстве увлекался спортом, очень много читал, при этом учился плохо – со скрипом окончил 7-летку. Иногда мальчику давали денег на карманные расходы, и он тратил их в кинотеатрах «Заря» и «Ударник». Став отъявленным киноманом, однажды на сеансе он задумался: «Мама хотела стать актрисой, но почему-то не стала. А почему я не могу?». Михаилу непременно хотелось связать жизнь с профессией, окутанной ореолом романтики. Сперва он мечтал пойти по стопам деда, инженера-механика Васильевича Борисова, ветерана Русско-Японской войны, и стать моряком. После 7 класса он подал документы в морской техникум, но не смог поступить из-за проблем со зрением. Впрочем, его приняли на отделение георазведки в Московском индустриальном техникуме. Геолог – тоже профессия необычная, каждое студенческое лето он проводил в экспедициях, но, как позже шутил актер, «я бы столько не выпил!». По знакомству Кокшенов устроился инженером в «Главнефтерудпром», где по-прежнему работал старый приятель его отца, но перспектива провести всю жизнь за кульманом в дальнем углу его пугала еще больше, чем «геологический алкоголизм».
Первые шаги к славе
В 1958 году Михаил предпринял первую попытку поступить в Щукинское училище, но провалился. Как признавался актер, дело было в несоответствии его внешнего вида выбранному им «геройскому» амплуа: «Мне быстро дали понять: рожа-то у меня не геройская».Зато следующая попытка увенчалась успехом, причем педагоги не раскусили хитрость Михаила – он сам сочинил несколько сценок, которые выдал за творения Куприна и Бунина, принятые экзаменаторами на «ура». Мама Михаила была в ужасе – сын предпочел актерство вместо надежной и хлебной профессии! Но вспомнив о своей детской мечте, испытала гордость. Окончив «Щуку» в 1963 году, он совершил экскурсию по столичным театрам. Больше всего ему приглянулся театр им. Маяковского, где актер задержался на следующие три года. Начав с небольших ролей, он заслужил доверие худрука Николая Охлопкова и примерил на себя уже персонажей с большим числом реплик. С труппой театра Маяковского Кокшенов объездил всю страну, и везде артистов встречали аншлагом. В 1967 году он покинул театр ради съемок в военном фильме «Женя, Женечка, катюша», впоследствии работал в Театре миниатюр.Не зря в русском дореволюционном театре существовали точные определения амплуа актеров — герой-любовник, простак, комик, а сейчас это как-то забыли, а зря!
Михаил Кокшенов в кино
Сниматься Михаил Кокшенов начал еще в годы студенчества. Это были роли в массовке: «Увольнение на берег», «Коллеги», «Человек, который смеется» и даже легендарные «Девчата» с Надеждой Румянцевой и Николаем Рыбниковым. Увы, в титры этих картин его фамилию даже не включили. Полноценный дебют в кино состоялся в 1964 году – с роли Мишки, сына кузнеца, в фильме «Председатель». И уже вскоре фильмография начинающего актера запестрела новыми строчками. В фильме «Время, вперед!» 1965 года ему досталась роль милиционера с пятью репликами. В «Золотом теленке» Михаил появился в одном эпизоде – он тот самый секретарь, который сбросил персонажа Зиновия Гердта с крыльца. «Таежный десант», «Три времени года», «Человек доброй души», – небольшие, но незаменимые кирпичики в багаже его актерского опыта. В 1967 году молодому артисту удача улыбнулась. Михаил Кокшенов получил большую роль в известной картине Владимира Мотыля «Женя, Женечка, катюша», снятую по мотивам повести Булата Окуджавы «Будь здоров, школяр!». В трогательном, пронзительном фильме о любви между героями Олега Даля и Галины Фигловской он исполнил роль ефрейтора Захара Косых, одного из ключевых персонажей картины. Утвердили его, как вспоминал Михаил, благодаря необычной для москвича внешности: режиссера привлекла его яркая фактура – Кокшенов в молодости был крупным, белобрысым, «ни тени мысли на лице». Более точно выразился сам Мотыль: «Цивилизация прошла мимо». Для грузного актера пришлось перешивать галифе и гимнастерку, так как ни один костюм не подходил ему по размеру. Образ наглого простолюдина Захара Косого прилип к артисту и мелькал иногда в других его ролях. На съемках этого фильма Михаил крепко сдружился с Олегом Далем. Впоследствии оба сыграли небольшие роли в другом фильме Мотыля – «Звезда пленительного счастья». «Хозяин тайги», детектив 1968 года, отложился в памяти актера по двум причинам. Во-первых, ему удалось поработать в связке с Владимиром Высоцким и Валерием Золотухиным. Во-вторых, во время съемок на реке Михаил чуть не утонул. По сюжету герой Кокшенова должен был пробежать по плывущим бревнам, а затем сорваться в воду. Бегущего по бревнам сплавщика изображал дублер, а затем шли кадры с Михаилом, уже находящимся в воде. Но актер не ожидал, что вода окажется ледяной. А еще его не предупредили, что сапоги следует примотать к ногам проволокой – чтобы не свалились. Он смело прыгнул в воду и вдруг понял, что наполнившиеся водой сапоги вот-вот пойдут ко дну. Пытаясь скинуть их ногами и одновременно остаться на плаву, он проговорил текст, а потом едва живой вылез на лодку. Первым, что он услышал после, был громкий вопль женщины, ответственной за костюмы: «Где сапоги?!». В 1973 году местом работы актера становится Центральная студия киноактера. С этого дня съемки в кино стали основной частью его жизни – в год выходило по несколько фильмов с его участием. В 1975 году Кокшенов получил роль соседа «балерины из дворянок» Софьи в комедии Леонида Гайдая «Не может быть!». Гайдай обратил внимание на Кокшенова благодаря цветной открытке с актером (раньше такие снимки продавались в ларьках и стоили несколько копеек). На ней Кокшенов был изображен с напомаженным пробором и в синем пиджаке. Из-за плохого качества печати весь синий цвет с одежды «перешел» Михаилу на лицо. Первый опыт работы с легендарным режиссером заразил Кокшенова комедией. И он, хотя недостатка в новых предложениях не испытывал, с нетерпением ждал возможности нового сотрудничества. Оно состоялось в 1977 году, на съемках фильма «Инкогнито из Петербурга» по мотивам пьесы «Ревизор». В этот раз Кокшенов блистал в роли пристава по фамилии Держиморда. Но по какой-то причине фильм не получил народной известности. Единственный музыкальный фильм в его фильмографии – фантастический мюзикл Леонида Квинихидзе «31 июня» – Кокшенов, игравший королевского шута, всегда вспоминал с удовольствием. Его просто очаровала игра его партнера по фильму, Владимира Зельдина: его пластика, манера себя вести и говорить, искрящаяся энергия, оптимизм поражали. После этого Кокшенов практически полностью переключился на комедийный жанр: «Целуются зори», «Завьяловские чудики», «По улицам комод водили», «Гараж», «Дачная поездка сержанта Цыбули», «Летние гастроли». И вот в 1982 году он вновь оказался на одной площадке с Гайдаем. На этот раз зрители по достоинству оценили тандем спекулянтов Степана (Кокшенов) и Сан Саныча (Михаил Пуговкин). Еще долго вслед актеру неслось: «Кому апельсинчики, кому витаминчики!». В последующих фильмах все чаще ему предлагалось играть комедийных персонажей: деревенских увальней, недотёп, глуповатых простаков с их нехитрой житейской мудростью. Такими стали, в частности, яркие роли Саши Ходаса из картины Игоря Добролюбова «Белые росы» с Николаем Караченцовым и Всеволодом Санаевым, Лешки Пряхина из комедии Геральда Бежанова «Самая обаятельная и привлекательная» с Ириной Муравьевой и Александром Абдуловым. Сам актер в жизни всегда был антиподом своих героев, этаким маскирующимся под простака интеллигентом, но никогда не жалел о выпавшей стезе. По его мнению, амплуа комедийного героя – самое сложное, и в то же время интересное, «оно вне политики, вне возраста – вечное». Мастером комедии и личным примером Кокшенов считал Савелия Крамарова, с которым он познакомился, поступив в 1974 году на службу в Театр Киноактера. За годы актерской карьеры Кокшенову довелось принимать участие в создании сценок к юмористическим журналам «Фитиль» и «Ералаш» (эпизоды «Дядя Миша», «Любопытный», «Бразильская система», «Спорт-спорт-спорт» и др). Довелось и посидеть на дереве в порванных штанах, спасаясь от собаки, и измазать лицо заварным кремом. Его партнерами по сценкам были Наталья Крачковская, Леонид Куравлев, Михаил Пуговкин и другие замечательные актеры.Режиссерские работы
В 90-е годы очень многих именитых актеров настиг кризис. На экраны потекли рекой коммерческие ленты, преимущественно боевики и третьесортные комедии, сниматься в которых Кокшенову не хотелось. Михаил загорелся идеей создать свой фильм. В сотрудничестве с Аркадием Ининым был написан сценарий, деньги тоже нашлись (правда, историю их поиска Кокшенов держал в секрете) и вместе с режиссером Марком Айзенбергом снял комедийную ленту «Русский бизнес», в котором сыграл одну из главных ролей. Сюжет картины «Русский бизнес» прост: безработные мужики решили устроить для иностранцев охоту на ученого медведя. За счет замечательного состава картина нашла своих зрителей: в фильме, помимо самого Кокшенова, снялись Наталья Крачковская, Семен Фарада и Савелий Крамаров.После «Русского бизнеса» была снята картина «Русский счет», затем «Русское чудо», которые нельзя отнести к категории определенно удачных. Вслед за ними последовала череда комедийных фильмов, в которых снимался и сам актер, но с полной ответственностью можно сказать, что актерская карьера Кокшенова никогда не уступит режиссерской.
Награды
В 1983 году Михаилу Кокшенову было присвоено звание Заслуженного артиста РСФСР. В 2002 году он стал Народным артистом России, а 2007 году получил почетный Орден Дружбы.Личная жизнь Михаила Кокшенова
Михаил Кокшенов был женат 3 раза. В 1984 году он закрутил роман со стюардессой Ниной Вокрош (в некоторых источниках ошибочно утверждается, что его первая жена была художницей и ее звали Алла). Привлекательная девушка младше Михаила на 20 лет вначале отвергла его ухаживания, но через полгода сдалась – они поженились.Семейная жизнь не заладилась, супруги почти не жили вместе – она продолжила летать, он снимался в разных уголках страны. В 1987 году на свет появилась дочь Алевтина. Очень скоро Кокшенов развелся с женой из-за разногласий в воспитании ребенка. Пока девочке не исполнилось 10, Михаил почти не принимал участия в ее жизни, потом все же наладил общение. Со второй супругой, Еленой, актер познакомился в очереди за бананами. Ей было 19, ему почти стукнуло 50. Оказалось, что девушка работает ассистентом на «Мосфильме». Они нашли много общих тем для разговора, начали помогать друг другу в рабочем плане, и вскоре поженились. Супруги счастливо жили вместе без малого 20 лет, пока Михаил не огорошил Елену новостью – он встретил и полюбил другую. С третьей женой, Натальей Лепехиной, Михаил познакомился, как и с первой, в воздухе – они оказались соседями в самолете. Поговорили, выпили и обменялись телефонами. Вернувшись в Москву, актер стал добиваться встречи с новой знакомой. В конце концов та согласилась поужинать. На свидании Кокшенов узнал шокирующую новость. Он, конечно, догадался, что Наталья – дама небедная, иначе как она оказалась бы рядом с ним в бизнес-классе. В действительности она оказалась директором нефтяной компании с многомиллионным состоянием. В 2010 году Михаил Кокшенов и Наталья Лепехина поженились. После свадьбы у актера появилась большая семья: дочери Натальи Ольга и Татьяна, а также внучка Элиза. В 2012 году он стал «дедушкой-отчимом» Владиславу, а в 2015 – Монике-Софии.
У супругов была квартира под Барселоной, недвижимость в Варне и Бургасе, куда они регулярно ездили отдыхать. Стоит отметить, что актер по-хорошему расставался со своими женами, помогал им, например, Елене купил квартиру в Геленджике, когда она захотела уехать жить к морю. Несмотря на связи и средства отца, родная дочь Кокшенова ими не пользуется. Она сама поступила в МГУ, где изучала журналистику, получила стажировку в Париже, работала в газете, затем на радио. Несмотря на то, что у ее мамы и отца не сложилось, она не держит обиды на Михаила и считает его очень хорошим человеком.
Последние годы жизни и смерть
В последние годы Михаил Кокшенов снимался значительно реже. Он появлялся в эпизодах популярных сериалов «Папины дочки» и «Воронины». Его последняя режиссерская работа, «Театральный капитан» с Алексеем Паниным, снятый в неожиданном для Кокшенова драматическом жанре, вышел в 2006 году. 17 октября 2017 года домработница Михаила Кокшенова вызвала скорую помощь. Актера разбил инсульт. Его доставили в реанимацию Первой градской больницы. Михаила выписали, но с тех пор он не появлялся на публике.5 июня 2020 года поэтесса Людмила Воропаева, близкая подруга Кокшенова, сообщила о смерти Михаила на 84 году жизни.
Лучшие фильмы
- 2007: «Папины дочки»
- 1995: «Ширли-мырли»
- 1992: «На Дерибасовской хорошая погода или на Брайтон-Бич опять идут дожди»
- 1985: «Самая обаятельная и привлекательная»
- 1983: «Белые росы»
- 1982: «Спортлото 82»
- 1981: «Шляпа»
- 1979: «Гараж»
- 1976: «Сказ про то, как царь Петр арапа женил»
- 1975: «Не может быть!»
- 1975: «Звезда пленительного счастья»
- 1973: «Вечный зов»
- 1968: «Хозяин Тайги»
- 1968: «Золотой теленок»
- 1967: «В огне брода нет»