Биография Николая Бурляева
Николай Бурляев – известный российский актер, начинавший творческий путь в 12 лет с фильмов Тарковского и Кончаловского. В его послужном списке немало картин, о которых иные актеры не смели бы и мечтать, ведь для Бурляева всегда был важен качественный уровень фильмов, в которых он снимался. Поэтому сейчас, когда качество современного кино оставляет желать лучшего, он ратует за возрождение былых традиций и духовно-нравственных ценностей, без которых русский народ рискует утратить свою самобытность.Детство и юношеские годы
Николай родился и вырос в Москве в суровые послевоенные годы. Он был четвертым, самым младшим ребенком в семье, к тому же очень слабеньким и болезненным. В пять лет он начал еще и заикаться – пьяный сосед напугал мальчишку в темном коридоре коммуналки. Казалось бы, у Коли не было ни единого шанса стать актером, но судьба распорядилась иначе.Хотя родители всю жизнь проработали инженерами-экономистами, с искусством и творчеством имели непосредственную связь. Бабушка и дедушка по отцовской линии выступали в труппе передвижного театра под псевдонимом Филипповские. Деомид Бурляев был великолепным комиком, его жена – талантливой трагедийной актрисой. А сам род ведет начало от запорожского казака Кондратия Бурляя, который являясь сподвижником Богдана Хмельницкого, в качестве посла был направлен в Москву с ходатайством о присоединении к России. Этому есть документальное подтверждение, которое попало в руки Николая уже в зрелом возрасте. Когда Коля родился, семья проживала в коммунальной квартире дома № 13 по Леонтьевскому переулку. Позже выяснится, что в этом особняке провел свои последние годы Николай Мартынов, убийца Михаила Лермонтова. Много лет спустя, когда Бурляев приступил к съемкам фильма о легендарном русском поэте, на старинных фотографиях он с изумлением узнал дом, в котором провел первые пять лет своей жизни.
Второй дом, в который семейство Бурляевых переехало в 1951 году, был не менее знаковым. Он находился на улице Горького, в пяти минутах ходьбы от Красной площади, а по соседству проживали Бондарчуки, Ливановы и другие известные творческие династии. Но в то время Коля еще не помышлял об актерской профессии, хотя его старший брат Борис снимался в кино с четвертого класса и играл в самодеятельном театре. Да и сам Николай пробовался в фильм «Графские развалины», но роль не получил.
Но, как говорится, от судьбы не уйдешь, и в 1959 году прямо на улице к Бурляеву подошел незнакомый парень с предложением сыграть у него в фильме. Это был старшекурсник ВГИКа Андрей Кончаловский, он снимал дипломную работу «Мальчик и голубь» и никак не мог найти подходящего парнишку на главную роль. Дебют в кино прошел успешно, несмотря на заикание юного актера и полное отсутствие какого-либо опыта. Картина получила приз на Венецианском фестивале, а фотографии Бурляева появились в картотеке «Мосфильма». На съемках Николай познакомился с актером Владимиром Шуруповым, игравшим в театре имени Моссовета. Он и порекомендовал талантливого подростка главному режиссеру Завадскому, когда тому понадобился юный актер для спектакля «Ленинградский проспект». За четыре года Бурляеву посчастливилось поработать с Николаем Мордвиновым, Фаиной Раневской, Верой Марецкой, Ростиславом Пляттом, Любовью Орловой и другими признанными мастерами отечественной сцены. Этот опыт стал прочным фундаментом для его дальнейшей творческой деятельности, без которой юноша уже не мыслил будущего.
Работа с Тарковским
В 1961 году произошла судьбоносная встреча Бурляева с Андреем Тарковским. Режиссер собирался снимать картину «Иваново детство» и искал молодого актера на главную роль. Андрей Кончаловский порекомендовал ему обратить внимание на Николая, и юношу пригласили на пробы. С первой встречи стало ясно, что Бурляев идеально подходит на роль Ивана – мальчишки, потерявшего во время войны родителей и ставшего разведчиком в тылу врага. Несмотря на скромный опыт, Николай мастерски справился с поставленной задачей и сумел полностью реализовать все задумки режиссера. Картина была отмечена «Золотым львом» Венецианского фестиваля и другими престижными наградами и вошла в десятку лучших фильмов о Второй мировой войне. Такие именитые режиссеры как Ингмар Бергман, Сергей Параджанов и Кшиштоф Кесьлевский отмечали, что эта лента произвела на них неизгладимое впечатление и серьезно повлияла на дальнейшее творчество. Следующей совместной работой Бурляева и Тарковсого стал «Андрей Рублев» (1966), где для Николая изначально планировалась роль Фомы, ученика художника. Но, прочитав сценарий, Бурляев не увидел себя в образе этого героя, а вот Бориска Моторин, которому по сюжету поручают отлить огромный колокол, сразу пришелся ему по душе. Тарковский категорически не хотел менять актерский состав, и Николаю пришлось прибегнуть к хитрости. Он обратился к общему другу Савве Ямщикову, и тот предложил Андрею поспорить на ящик коньяка, что он все же возьмет на эту роль Бурляева, и этот шаг будет удачным. Были устроены пробы, в ходе которых стало ясно, что Бориску должен сыграть именно Николай и никто другой лучше не справится с этой ролью. Так и случилось – последняя новелла «Колокол» стала апофеозом всего фильма и в полной мере раскрыла уникальный драматический талант Бурляева. Съемки дались актеру нелегко – параллельно Николай снимался в картине Юлия Файта «Мальчик и девочка» и вынужден был постоянно мотаться с одной площадки на другую. Режиссер был очень недоволен, что его актер отвлекается на другой материал, считал это своего рода предательством. Но успех картины сгладил все острые углы, хотя больше Бурляев у Тарковского не снимался.Я Андрея Тарковского люблю и боготворю до сих пор, если честно, он сломал мне жизнь на многие годы, закрепив за мной образ такого жесткого, нервного мальчика. А я другой. Я такой, как в “Военно-полевом романе” – человек покоя и гармонии.
Студенчество
Среднее образование Бурляев получил в школе рабочей молодежи № 18, в которой учились многие талантливые дети. Его одноклассниками были будущие выдающиеся фигуристы Татьяна Тарасова и Алексей Уланов, двумя классами младше училась Ирина Роднина.Еще во время съемок фильма «Мальчик и голуби» Кончаловский познакомил Николая с младшим братом Никитой. С тех пор ребята крепко сдружились и много времени проводили вместе. Михалков окончил школу на год раньше и поступил в Щукинское училище. В 1964 году отнес туда документы и Бурляев. Поступить не составило большого труда – юный актер был хорошо известен работами у Тарковского и был зачислен сразу на второй курс к Катину-Ярцеву. Николаю невероятно повезло – Юрий Васильевич считался лучшим педагогом в «Щуке» и воспитал целую плеяду легендарных артистов. Среди его выпускников были Наталья Гундарева, Юрий Богатырев, Вениамин Смехов, Константин Райкин, Наталья Варлей и многие другие.
Во время учебы Никита поставил спектакль «12 разгневанных мужчин», который стал дипломной работой курса и потом еще долго не сходил со сцен столичных театров. Бурляев сыграл в нем Генри Форда, одного из двенадцати присяжных, который в одиночку меняет ход всего судебного заседания. А вот в знаменитых фильмах Михалкова Николаю сыграть не довелось. Лишь один раз Никита предложил приятелю крошечный эпизод в картине «Несколько дней из жизни И.И. Обломова», чем сильно обидел Бурляева, привыкшего к серьезным характерным ролям.
А таких в его творческой карьере становилось все меньше – Тарковский задал слишком высокую планку, и Бурляеву было очень сложно соглашаться на роли, по его мнению, не несущие глубокого нравственного посыла....И мы не общались 15 лет, пока я не увидел его документальный фильм-исповедь «Анна: от 6 до 18». Этот фильм меня потряс и открыл Никиту Сергеевича с новой, незнакомой мне стороны
«Взрослые» роли
Огромной удачей для актера стала работа в лирической драме Петра Тодоровского «Военно-полевой роман». Прочитав сценарий, Николай сразу понял, что роль бывшего фронтовика Саши Нетужилина словно создана для него, о чем на следующий день и заявил режиссеру. Петр Ефимович был только «за», единственное, что его смущало – как Бурляев будет смотреться в одном кадре с Чуриковой. Но пробы прошли идеально, и Николай сыграл одну из своих лучших ролей, которую и сам очень любит. Впоследствии он отмечал, что Тодоровского ставит в один ряд с Тарковским, поскольку тот переломал сложившийся стереотип о Бурляеве-актере. Стоит отметить его участие в еще одной военной драме – «Проверка на дорогах» Алексея Германа. Николаю досталась небольшая роль молодого полицая, но сам фильм и мастерство режиссера произвели на него сильное впечатление. Еще одной яркой работой Бурляева стала роль Бориса в мелодраме «Мама вышла замуж», где его партнерами стали Олег Ефремов и Люсьена Овчинникова. Ну и, конечно, нельзя не упомянуть экранизацию бессмертного романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Юрия Кары (1994), в которой Бурляев мастерски перевоплотился в самого Иешуа. Актер не сразу согласился на эту роль, хотя пробы прошел идеально. Его останавливал даже не мистический ореол, сопровождавший это произведение и попытки его экранизаций, а степень ответственности за исполнение роли Христа, которую дерзнул примерить на себя простой смертный. Как верующий человек, Бурляев считал это большим грехом, но после года раздумий, все же принял участие в съемках. Перед началом работы актер получил благословение от архиепископа Греческой православной миссии в Иерусалиме.Режиссер
Бурляев не только хороший актер, но и талантливый сценарист и режиссер. В ранней юности он зачитывался произведениями Лермонтова и восхищался мужеством и патриотизмом классика. Идея снять о поэте фильм принадлежала изначально режиссеру Сергею Соловьеву, но чиновники из Госкино не выделили на картину необходимые средства. Бурляев обратился за помощью к своему тестю Сергею Бондарчуку, и тому удалось «пропихнуть» картину. Николай к тому времени уже окончил режиссерский факультет ВГИКа (дипломная работа – «Ванька-Каин» из «Пошехонской старины» Салтыкова-Щедрина) и мечтал поскорее приступить к созданию собственных фильмов. Он планировал лично сыграть Лермонтова и тщательно готовился к этой роли, осваивая навыки джигитовки и фехтования на саблях. В 1986 состоялась долгожданная премьера в Доме Кино, а через несколько дней картина подверглась резкой критике на Пятом съезде кинематографистов. Бурляева обвинили в «националистическом экстремизме» и кумовстве из-за того, что он задействовал в картине свою жену Наталью Бондарчук, сына Ивана, тестя Сергея Бондарчука и тещу Инну Макарову. Досталось и самому Бондарчуку, которого обвинили в присвоении государственных денег и использовании их в личных целях. Из-за этого у Сергея Федоровича случился сердечный приступ, который сильно подорвал здоровье режиссера.После этого съезда Бурляев попал в опалу и был негласно внесен в «черный список» неугодных актеров, которых не рекомендовалось снимать. А затем наступили 90-е, и работы совсем не стало, поэтому актеру пришлось всерьез задуматься, чем кормить семью. В 1992 году ему пришла идея создать и возглавить международный фестиваль православного кино. Деньги на благое дело нашлись, кинофорум назвали «Золотой витязь», а его девизом стали высокие слова «За нравственные идеалы! За возвышение душ человека!». В 2001 году Бурляев стал художественным руководителем киностудии «Отечество», а в 2010 – членом Патриаршего совета по культуре. Актер также является одним из учредителей Фонда Православной культуры имени Павла Флоренского и президентом Фонда культуры казаков России.
Личная жизнь Николая Бурляева
Первой женой Николая стала «красавица, комсомолка и спортсменка» Наталья Варлей, с которой он учился на одном курсе в Щукинском училище. Это был незрелый студенческий брак, который «сам по себе» распался спустя три года. Наташа ушла к Борису Галкину, а Николай утешился в объятиях Ирины Печерниковой. Второй супругой Бурляева стала Наталья Бондарчук, старшая дочь знаменитого режиссера от брака с Инной Макаровой. Наташа жила в соседнем доме и была на четыре года младше Николая. Они часто пересекались в общих компаниях с Кончаловским и Тарковским, в которого Наталья была страстно влюблена.Тарковский отвечал Бондарчук взаимностью, снял ее в своем знаменитом «Солярисе», но уйти ради нее из семьи так и не решился. Наташа тяжело переживала их разрыв и даже пыталась расстаться с жизнью. Все это время рядом с ней находился пламенно влюбленный в неё Николай. Он и помог девушке справиться с личной драмой. Наталья оценила его благородство и вышла за Бурляева замуж, таким образом окончательно разорвав все отношения с Тарковским. У пары родились сын Иван (1976) и дочь Маша (1987), оба продолжили творческую династию и тоже нашли себя в искусстве. Иван стал знаменитым композитором, пишет великолепную музыку для фильмов. Мария окончила эстрадный факультет ГИТИСа, снимается в кино и играет в театре имени Маяковского. К сожалению, брак Николая и Натальи тоже распался, но бывшим супругам удалось сохранить теплые уважительные отношения. А главной женщиной своей жизни актер считает третью супругу, актрису Ингу Шатову, с которой он живет в законном браке с начала 90-х. В 1992 году Инга, как и многие молодые актеры, осталась не у дел и пришла работать на фестиваль «Золотой витязь». Там ее и заприметил Бурляев, большой ценитель женской красоты. Он не стал долго ходить вокруг да около и сразу же предложил девушке стать его женой. Инга родила Николаю сына Илью (1994) и дочь Дашу (1997) и уже много лет является бессменным директором его фестиваля.
У Николая Петровича есть еще один сын Георгий, рожденный в гражданском браке. Он стал юристом, живет с матерью в Минске.
Николай Бурляев сейчас
В последние годы Николай много сил и времени уделяет общественной и просветительской деятельности, читает лекции в Международной славянской академии, пишет книги и стихи. Будучи зампредом Общественного совета при Минкультуры, он настаивает, что очень важно не только сохранить исконную культуру Россию, но и развивать ее на основе «традиционных духовно-нравственных ценностей».Наступление пандемии covid-19 Бурляев воспринял критически:
В непростом для всех 2020 году очередной фестиваль «Золотой витязь» был проведен в Севастополе – городе-герое, пережившем за свою историю немало тяжелых времен и сохранившем силу и мощь русского духа, чести, доблести и отваги. Еще одним ярким событием в культурной и общественной жизни России стал документальный фильм «Отменивший войну», снятый Николаем Бурляевым и Дмитрием Чернецовым и повествующий о трагических событиях, происходивших в Москве в 1993 году. Фильм получил премию «На благо мира-2020» за гуманизм и доброту в искусстве. Авторам картины, опираясь на документальные свидетельства непосредственных участников тех событий, удалось воссоздать полную объективную картину происходящего и назвать имена героев, которые не дали развязать в России кровопролитную гражданскую войну.Не хочу я самоизолироваться. Еще в этих намордниках обязаны все ходить. Что это такое? Живу на природе, что само по себе прекрасно.Вон, Белоруссия живет нормальной жизнью. А мы боимся очередного гриппа. Этих гриппов и вирусов вокруг нас всегда было полно. Но никто никого не изолировал.
Лучшие фильмы
- 2008: «Адмиралъ»
- 1994: «Мастер и Маргарита»
- 1986: «Лермонтов»
- 1984: «Чужая жена и муж под кроватью»
- 1983: «Военно-полевой роман»
- 1979: «Маленькие трагедии»
- 1977: «Отпуск в сентябре»
- 1971: «Проверка на дорогах»
- 1968: «Служили два товарища»
- 1966: «Андрей Рублев»
- 1965: «Герой нашего времени»
- 1962: «Иваново детство»
- 1962: «Без страха и упрека»
Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Узнай Всё
Санкт-Петербург, 2-я Красноармейская ул., д. 7/4, литера А, помещ. 2-н, часть пом. № 11
+7 931 269 84 49