Биография Петра Мамонова
Петр Мамонов – советский и российский актер, создатель рок-группы «Звуки Му», записавшей двенадцать студийных альбомов, наиболее популярными из которых стали «Простые вещи» и Zvuki Mu. Музыкант и поэт. Его актерское мастерство зрителям запомнилось по ролям отца Анатолия и Ивана Грозного в культовых драмах Павла Лунгина «Остров» и «Царь». За роль в «Острове» был удостоен четырех престижных наград, в числе которых «Золотой орел» и «Ника».Детство, юность, семья
Петр родился весной 1951 года в московской семье инженера и переводчицы со скандинавских языков. Семья жила на Большом Каретном переулке. С раннего детства мальчик проявлял феноменальные артистические способности, которые в детском саду и в школе считали хулиганскими выходками и вызывали родителей на беседу.Музыка и танец были постоянными спутниками Пети. По танцевальному мастерству, как вспоминал его друг Александр Липницкий, ему не было равных во всей Москве. Пластика подростка завораживала, когда он исполнял модные в годы его молодости твист, шейк или рок-н-ролл.Мама дружила со мной и воспитывала, что сейчас большая редкость. Если я ее обидел, сказал или сделал что-то не так, со мной по дню не разговаривали, потом мирились.
Тот же Липницкий пристрастил Мамонова к редким записям зарубежных исполнителей благодаря отчиму, Виктору Суходреву, работавшему переводчиком у генсека Леонида Брежнева и привозившего из зарубежных поездок пластинки Чабби Чеккера, Айка Тёрнера, Майлса Дейвиса, Рэя Чарльза. Музыка «чёрных» стала неким магическим фундаментом для формирования личности Петра, безудержно-дикой, ни на кого не похожей. Хулиганские выходки в школе были тоже тому подтверждением. Мальчика выгнали сначала из одной, а потом из другой, когда он устроил сначала взрыв в кабинете химии, а затем «устроил цирк». Энергия била из Мамонова ключом, он решил податься в хиппи, хотя и не слишком жаловал эту субкультуру, научился играть на гитаре, а вскоре создал первый музыкальный коллектив «Экспресс», выступая с ним на школьных вечерах.
В подростковом возрасте Пётр перенес несколько операций – на него напали и ударили заточенным напильником, целясь в сердце. Благодаря хирургам мальчик выжил.
Несмотря на то, что все его считали хулиганом и дебоширом, учиться Петру нравилось. От мамы ему передались способности к изучению языков. Сначала в полиграфическом техникуме, а затем в Московском полиграфическом институте он в совершенстве овладел английским, шведским и норвежским языками. Одно время занимался переводами, опубликованными в различных изданиях. Увлеченно писал стихи. Но его энергия и увлеченность миром вокруг все равно не находили должного выхода. Мамонов стал эпатировать окружающих экстравагантными поступками. Прогулки по парку заканчивались пантомимой – ударом о несуществующую стену и резким падением, чтобы только посмотреть на реакцию людей, которые толпились вокруг него, лежащего на тротуаре. Он мог выйти из дома, вставив в ухо вместо серьги (уже само по себе нонсенс!) ручку от сливного бачка. От службы в армии Петр тоже «откосил», прикинувшись сумасшедшим. Обследование в психиатрической клинике позволило получить белый билет, его признали негодным к службе в армии.
Редакторский факультет полиграфического института Мамонов так и не окончил – из-за личной драмы ушел после третьего курса. На протяжении пяти лет, вплоть до 1980 года, Мамонов успел побывать наборщиком в типографии, затем работал в журнале «Пионер», заведовал отделом писем и писал статьи о тимуровцах. Но усидеть на одном месте не мог, да и пристрастие к спиртному не способствовало плодотворной работе. Он устраивался грузчиком и банщиком, лифтером и кочегаром, пока однажды не заперся в комнате коммуналки, где почти год писал стихи. К 1980 году у него скопилось порядка 7 десятков песен, которые он вскоре показал Артемию Троицкому (в реестре иностранных агентов Минюста РФ), сопровождая их прочтение надрывными звуками гитары. Рок-критик признал, что ничего подобного раньше не слышал, и пожелал автору успехов.
«Звуки Му»
Примерно в то же время Петр решил создать собственную рок-группу. Название взялось словно ниоткуда, вспоминал позже Липницкий, которого Мамонов пригласил на бас. Кроме него в коллектив вошли младший брат Петра Алексей Бортничук и клавишник Павел Хотин. Они стали выступать на квартирниках, удивляя слушателей. Годом образования «Звуков Му» считается 1983 год, когда группа уже приобрела постоянных поклонников и стала выступать наравне с «Кино», «Аквариумом», «Алисой». Экстравагантность лидера группы привлекала и отталкивала одновременно, но тексты песен нравились поклонникам, как и их подача. Первым серьезным выступлением коллектива считается полулегальный концерт в спецшколе, где был большой актовый зал. Представители московского андеграунда хорошо запомнили это необычное выступление. Про Мамонова начали писать критики, в частности, его друг Троицкий считал, что в каждой композиции исполнитель показывал себя, гиперболизированного, поэтому и получилась гремучая смесь «уличного шута, галантного подонка и беспамятно-горького пьяницы». В середине 80-х «Звуки Му» вызвали возмущение андерграундной сцены, подав заявку на «легализацию» творчества. К тому времени Пётр уже обзавелся женой и детьми и решил минимизировать риски и интерес со стороны КГБ. Однако довольно быстро недовольство товарищей по сцене улетучилось. Коллектив выпустил первый студийный диск «Простые вещи», в 1988 году. Критки отмечали похвальную самобытность «Звуков Му», не пытавшихся копировать западных коллег. В 1989 году в Англии, при помощи продюсера Брайана Эно, вышел альбом Zvuki Mu. Англичанин был впечатлен музыкантами, а лично в Мамонове он разглядел «некий первобытный архетип, что-то пугающее, словно этот человек прибыл к нам из Средневековья». Долгожданные слава и успех наконец-то пришли к артисту, Мамонов с группой отправились в турне по европейским городам, дважды им организовывали концерты в Америке. Вернувшись домой, коллектив записал еще два альбома, «Транснадежность» в 1991 году и «Грубый закат» в 1995 году, после чего группа распалась. Петр уехал в деревню Ефаново под Москвой, стал жить затворником. Там он пришел к православию, уверовал и создал еще один диск, который позже назовут самым странным в его дискографии, – «Жизнь амфибий, как она есть».Сам артист гораздо позже скажет о своем творчестве:
Один человек сказал: ты такие песни написал, потому что водку пил. Но я их написал не благодаря водке, а вопреки… нельзя терять в этой жизни ни минуты, времени мало, жизнь коротка и в ней может быть прекрасен каждый момент…
Роли в кино
Режиссер Рашид Нугманов начал снимать знаменитую «Иглу» в 1987 году. На роль зловещего Артура Юсуповича Виктор Цой, игравший благородного героя Моро, посоветовал ему взять Мамонова. Без актерского опыта за плечами Пётр блестяще справился с поставленной задачей. С тех пор он создал несколько образов, которые поражают воображение своей глубиной и многогранностью. Таков его саксофонист Леха, аутист из комедийной драмы Павла Лунгина «Такси-блюз». Во многом благодаря игре Петра в 1990 году режиссер получил Пальмовую ветвь на Каннском фестивале. Таков и собеседник главной героини фильма Рустама Хамдамова «Анна Карамазофф». Запомнился зрителям и его злодей-профессор из экспериментальной фантастической картины тогда еще никому неизвестного Сергея Лобана «Пыль», сценарий для которой написала Марина Потапова. Снятый на цифровую камеру малобюджетный фильм завоевал главный приз Гильдии кинокритиков в 2005 году. А в 2006 году Мамонов по благословению своего духовника снова снялся у Павла Лунгина – в драме «Остров». Его старец-отшельник, искупающий грех смертоубийства и обладающий целительскими способностями, взорвал кинематографический мир. В пронзительной сцене молитвы Петр Николаевич даже не играл, он просто показал, как молится каждый день сам. Картина была признана лучшим православным фильмом года на международном фестивале «Радонеж», всю съемочную группу пригласил к себе на прием патриарх Алексий Второй. Рейтинги и сборы были фантастическими. Собратья по киноискусству вручили актерам Петру Мамонову и Виктору Сухорукову статуэтки «Ника» за лучшие мужские роли – главную и второго плана. Еще четыре таких же получили режиссер, сценарист, оператор и сам фильм «Остров».Выступая на церемонии «Золотого орла», первую премию которого он также получил, Мамонов произнес такую обличительную речь, что практически ввел в ступор всех присутствующих.
Еще одна роль Петра Николаевич, и у того же режиссера, принесла ему признание уже не только православных людей, но и у широкого зрителя. Образ царя Ивана Грозного в исторической драме «Царь» был неоднозначным, сам Мамонов вообще считает, что роль у него не получилась. Тем не менее, зрители надолго запомнили этот образ, как и последующие – деда Леву из военной драмы Владимира Перельмана «Пепел» и Шатуна из боевика Егора Баранова «Иерей-сан: Исповедь самурая», снятого по сценарию Ивана Охлобыстина. Последней ролью Мамонова на 2020 год стала роль сторожа Вадима в сериале Игоря Гринякина «Каждому свое».Ваша беспечная жизнь приведет к тому, что мы все будем учить китайский язык. Мой внук наверняка будет подсобным рабочим на нефтяной вышке, которой будет управлять китаец. Путин это должен решать? Путин – хлюпенький, он разведчик, что он может? Это мы должны что-то делать. Если так дальше дело пойдет, будем все на китайцев работать. А у них Бога нет, вот они нам и покажут...
Театр
Поклонники творчества артиста знают его не только как музыканта и киноактера. С начала девяностых годов Петр увлеченно занялся театральными постановками. С 1992 года по пьесе Даниила Гинка в театре имени Константина Станиславского шла постановка Мамонова «Лысый брюнет», с его же участием. Затем был опыт работы с произведением Габриэля Гарсиа Маркеса «Полковнику никто не пишет». Спектакли участвовали в международных фестивалях, проходивших в Америке и Европе. Также театралы наслаждались игрой актера в его моноспектакле «Есть ли жизнь на Марсе?», далее следовал «Шоколадный Пушкин». В 2004 году Мамонов представил на суд зрителей постановку «Мыши, мальчик Кай и Снежная королева», еще одним творческим выражением стал спектакль «Балет», после чего артист и режиссер стал участником постановки «Дед Петр и зайцы».Личная жизнь Петра Мамонова
Впервые Пётр женился еще студентом. О том периоде артист вспоминать не любит. Родился сын, но семьи не получилось, жена с ребенком ушла, а Мамонов погрузился в депрессивное состояние.В конце семидесятых он познакомился с преподавательницей иностранного языка Ольгой Гороховой, с которой жил не расписываясь. Женщина вскоре ушла, а гораздо позже, когда Петр стал знаменитым, написала о нем мемуары. Новости об эпатажном вокалисте новой рок-группы «Звуки Му» разлетались мгновенно. Однажды в ресторане «Эрмитажа», где Мамонов сидел в шумной компании, появилась изящная симпатичная девушка по имени Оля. Она была танцовщицей варьете «Звездное небо» и, встретив Петра, удивила его тем, что ничего не знает ни о нем, ни о его творчестве.
«В суматохе мы повстречались, влюбились и стали жить вместе», - озвучила свой вариант судьбоносной встречи Ольга гораздо позже. У артиста есть свой вариант их знакомства:
Петр и Ольга расписались в 1982 году. В их семье три сына, есть внуки. Поначалу их пару окружающим сложно было воспринимать как семью, поскольку днем они все время были порознь, а по вечерам Мамонов запирался ото всех, чтобы творить. Они сходились-расходились, рожали детей…Я стоял на сцене в клетчатом пиджаке, пел. С гитарой я – король. Она смотрела, потом крикнула: «Ты самый главный, ты мой на всю жизнь!». С тех пор мы вместе. А может, было и не так. Может быть, я ее мороженым угостил… Но и это неважно. Важно, что мы стараемся друг другу уступать, стараемся друг друга понять. И в меру нашего старания Господь дает нам мирную, согласную жизнь.
Потом наступил 1995 год, и вся семья перебралась на постоянное место жительства в деревню. На книжной полке в доме расположился молитвослов, артист стал ходить в церковь. Ольга занялась хозяйством, а заодно взяла на себя обязанности личного секретаря мужа, который через какое-то время снова вернулся к творческой деятельности. Ребятишки из деревни добирались в школу самостоятельно, весной и осенью пешком, зимой – на лыжах. Как признавался позже младший сын Иван (1983 г.р.), их это закалило, сделало крепче и телом и духом. Кстати, именно он вместе с папой работал как режиссер и оператор в фильме «Шапито-шоу».
Сейчас на счету Ивана Мамонова как оператора более пятнадцати картин, одной из последних работ в 2019 году стала криминальная драма Дениса Карро «Горячая точка». Сериал вышел на экраны в 2020 году. Средний сын Петра стал священником, а старший трудится в сфере информационных технологий.
Последние годы жизни и смерть
В конце лета 2019 года в СМИ появились слухи о смерти основоположника «Звуков Му». Его жена выступила с опровержением, но отменила все предстоящие гастрольные поездки, объяснив, что у Петра Николаевича случился сердечный приступ. Поскольку они находились за городом, она сама отвезла мужа в клинику Пирогова, где ему диагностировали инфаркт миокарда. Через несколько дней артисту провели сложную операцию на сердце, а еще спустя некоторое время было сделано повторное стентирование. Ольга проинформировала журналистов о том, что состояние Мамонова стабильное, он читает Евангелие, общается со священнослужителем Дмитрием Смирновым. Женщина также заявила, что уверена: сила духа и вера мужа помогут справиться с болезнью.В 2020 году слова Ольги Мамоновой подтвердились. Петр Николаевич воспрянул духом настолько, что в марте приехал на творческую встречу в Воронежский Дом актера. Позже артист порадовался, что успел выполнить свое обещание до начала пандемии коронавируса, поскольку воронежские поклонники ожидали его приезда еще в ноябре 2019 года. Мамонов должен был выступать со спектаклем «Как я читал святого Исаака Сирина», но инфаркт спутал все его планы. Поскольку врачи запретили ему слишком сильные нагрузки (а спектакль проходил в энергозатратном ритме), артист на встрече выступил в двух отделениях. В первом спел около десятка своих песен, а во втором читал стихи из тетрадок, рассказывал жизненные истории, отвечал на вопросы зрителей. Там же он поделился новостью о том, что в Германии вскоре будет выпущена его виниловый диск «Шоколадный Пушкин», в который были добавлены его новые композиции, а сам он занят звуковым оформлением спектакля «Приключения Незнайки».
В конце июня 2021 года Петр Мамонов попал в больницу с коронавирусом. Врачи оценивали состояние мужчины как тяжелое. 2 июля его подключили к аппарату ИВЛ. Новости о состоянии здоровья артиста были противоречивые: так, 12 июля сообщалось, что Мамонову стало лучше и он даже открыл глаза. На следующей день его жена Ольга Мамонова рассказала журналистам, что его не удалось вывести из медикаментозной комы, у мужчины начался сепсис:
Ольга призвала всех неравнодушных помолиться за жизнь мужа, но чуда не произошло. 15 июля Петра Мамонова не стало. 17 июля музыканта и актера проводили в последний путь после отпевания в Донском монастыре. Гроб Мамонова оказался слишком большим для выкопанной могилы. В этом увидели своеобразный символизм: не вписывающийся в общепринятые рамки при жизни, Мамонов не вписался в них и после смерти.На данный момент состояние крайне тяжёлое начался сепсис, делают переливание крови. Дежурный батюшка, его пособоровал и причастил.
Лучшие фильмы
Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Узнай Всё
Санкт-Петербург, 2-я Красноармейская ул., д. 7/4, литера А, помещ. 2-н, часть пом. № 11
+7 931 269 84 49