Биография Ады Роговцевой
Ада Роговцева – народная артистка Советского Союза, чьи образы Натальи Башкирцевой в «Укрощении огня» и Анны Кафтановой/Савельевой в «Вечном зове» стали классикой мирового кинематографа и принесли ей всенародную любовь и восхищение. Но мало кто знал, какие переживания скрываются в глубине ее души. …Казалось, авиабомбы падают ей прямо на голову и невозможно спрятаться вместе с детьми и взрослыми в подвале, куда люди набивались плотно, словно селедки в банку. Маленькая девочка лишь теснее прижималась к маме, словно к последнему спасению, и с ужасом слушала рассказы соседки о военнопленных, которых нацисты содержали в таких нечеловеческих условиях, что, корчась от голода, они ели печень агонизирующих товарищей. Война навечно осталась в ее памяти, во многом сформировав характер и повлияв на дальнейшую жизнь и творчество. Невероятная пронзительность, яркость и внутренняя сила героинь актрисы тому постоянное подтверждение.Детство и семья
В русской семье Николая и Анны Роговцевых (Роговець) из города Глухова Сумской области Украины уже подрастал сын Слава, когда летом 1937 года родилась девочка. Малышку назвали Адой, хотя она должна была стать Людмилой. Но счастливый отец, который вместе с шурином пошел в загс выправлять новорожденной свидетельство о рождении, попросту… забыл имя. Жарко было. Выпили по дороге немного пивка, чтобы освежиться. И шурин предложил записать девочку Адой.Его сестра пришла в ужас от такого самоуправства, отправила нерадивых мужа и брата исправлять имя. Но было уже поздно. Удалили только одну букву «д», поскольку сотрудница вообще записала имя как «Адда».
Родители новорожденной познакомились во время учебы в сельскохозяйственном институте, после которого Анна Митрофановна (в девичестве Зайковская) получила диплом агронома, а Николай Иванович окончил вскоре еще и индустриальный институт. В 1938 году он вступил в ряды ВКП(б), стал сержантом государственной безопасности, затем был старшим инспектором отдела кадров УГБ НКВД.
В 1939 году его перевели в Одессу, куда он перевез и семью. Там их застала Великая Отечественная война. Спеша обезопасить вновь беременную жену и детей, Роговцев решил посадить семью на паром, чтоб отправить в эвакуацию. Но Анне стало плохо, подняться на борт никто из них не успел. А спустя полчаса после отплытия парома все, кто был на нем, погибли от взрыва бомбы. Семья Роговцевых осталась жива, вернулась обратно в Глухов, где Анна Митрофановна родила сына Вадима. Николай Иванович отправился на фронт работником оперативной группы члена военного совета Южного фронта Никиты Хрущева. Позже, вместе с Никитой Сергеевичем, перешел на Воронежский фронт. Был награжден орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу». Служить в НКВД кончил в 1953 году в звании майора.
После Победы он переехал с семьей в Киев, где ему выделили комнату в коммунальной квартире. Когда Ада была пятиклассницей, Николая Ивановича снова перевели, на этот раз в Полтаву. Причиной перевода стало пьянство родителя, но зато там дети наконец-то утолили постоянное ощущение голода, которое преследовало их в войну и после нее. Благодатный полтавский край жил в то время немного сытнее, чем столица Украины. Даже жилье не казалось мрачным Аде, которая гораздо позже вспоминала:
Школьницей Ада была примерной. Она любила учиться, любила участвовать в общественной жизни и спортивных соревнованиях. Но больше всего ей нравилось читать со сцены свои первые сочиненные стихи, играть в театральных постановках. Однажды на уроке русской литературы она читала вслух рассказ Антона Чехова «Спать хочется». Эмоциональный накал был таков, что дочитывала Ада уже сглатывая слезы и старалась смотреть в окно, чтобы немного успокоиться. Но тщетно: в классе уже плакали все.Я всегда была присматривающимся к жизни человеком. Когда маленькой открывала окно подвала, где мы жили, и внутрь попадало солнышко, пели птицы и нечасто ходили сапоги перед глазами, мама восклицала: «Боже, какое счастье!». Мы жили в коммуналке, где было столько крыс, что наполняли на ночь ванну, чтобы они тонули. Мама специально вставала раньше всех, доставала улов и вымывала все соляной кислотой. Я до сих пор во снах захожу туда и чувствую запах.
Роговцева писала самые лучшие сочинения и всерьез подумывала о факультете журналистики. Только подруги уговорили: попробуй в театральный! Семья расстроилась: профессия артистки в то время считалась чуть ли не постыдной. Но был достигнут компромисс: если Ада не поступит с первого раза, больше пробовать не будет и поступит в университет. Не случилось. Девушка прошла с первого раза все туры и была зачислена на первый курс Киевского театрального института имени Ивана Карпенка-Карого в мастерскую знаменитого тогда на всю страну Константина Степанкова.
Театр и кино
С первых дней учебы Роговцева стала лучшей студенткой курса. Талант юной актрисы был настолько очевиден, что уже в 1956 году на экраны вышло несколько картин с ее участием: «Когда поют соловьи» (Марья Куделя), «Кровавый рассвет» (Гафийка), «Павел Корчагин» (Христина). Со второго курса Ада стала получать сталинскую стипендию, а на четвертом была приглашена Олегом Борисовым в киевский театр имени Леси Украинки. Аде сразу досталась главная роль в постановке «Юность Поли Вихровой». Тогда же она сыграла свою первую главную роль в кино, появившись на экранах в образе Марины в драме Анатолия Слесеренко «Когда начинается юность». Роговцевой было немного за двадцать, а она уже носила звание заслуженной артистки Украины. В дальнейшем актриса блестяще справлялась с воплощением образов на сцене: Гелены Модлевской в «Варшавской мелодии», Леси Украинки в спектакле «Надеяться», Паолы в «Даме без камелий», Раневской в «Вишневом саде», Эстер в постановке Романа Виктюка «Священные чудовища».С «Чудовищами» актриса выезжала в Штаты, Израиль, многие другие страны. Виктюка она всегда считала своим другом и режиссером, который сумел раскрыть грани ее таланта. На сцену Роговцева выходила с такими партнерами как Юрий Мажуга, Павел Луспекаев, Юрий Лавров, Олег Борисов. Уникальная способность актрисы тонко чувствовать душу человека очень пригодилась ей в постановке «Пер Гюнт», где она воплотила все женские образы: Озе, Ингрид, Сольвейг, Анитру, Женщину в зеленом, врача в психиатрической лечебнице. В 2018 году артистка вышла на сцену вместе с Виктором Шендеровичем в постановке «Какого черта?!», имевшей большой успех. Премьера спектакля состоялась в Лондоне. Сейчас Ада Николаевна работает на сцене в постановках собственной дочери Екатерины. За пятьдесят лет на подмостках разных театров Роговцева воплотила более шестидесяти разноплановых героинь. Но всенародную любовь большой страны СССР актриса снискала своими незабываемыми ролями в кино.
Три главных кинороли Ады Роговцевой
Первый крупный успех актрисе принесла ее Маша Ткачева в драме Иосифа Хейфица «Салют, Мария!». Влюбленная в испанского матроса Пабло (Анхель Гутьеррес), девушка едет за ним в его страну и становится не только женой, но и соратницей по борьбе с фашизмом. Цельная и гордая натура, Маша ни разу не отступила от убеждений, хотя дело, которому они с мужем служили, забрало их сына, а затем и самого Пабло. Но горе не сломило Ткачеву. Она продолжила свою работу и в годы второй мировой войны. Роль Маши принесла Роговцевой приз седьмого международного московского кинофестиваля в номинации «Лучшая женская роль», а журнал «Советский экран» опубликовал результаты опроса, по которому зрители признали Аду лучшей актрисой 1971 года.Еще популярнее Роговцева стала после выхода на экраны драмы Даниила Храбровицкого «Укрощение огня». Ее счастливо-несчастливая Наташа Башкирцева, пронесшая свою любовь к гениальному человеку через всю жизнь, тронула сердца даже суровых космонавтов – Георгий Шонин признался актрисе при встрече: «Когда там, в космосе, думаешь о такой женщине, как ваша героиня, становится легче на душе». Гением, которого любила её Наташа, был Сергей Королев, которого блестяще сыграл Кирилл Лавров. Хотя имя конструктора ни разу не упоминалось, а критики говорили о «собирательном образе», зрители точно знали, о ком идет речь в картине, удостоенной приза «Хрустальный глобус» на МКФ в Карловых Варах. Наиболее близкой советским людям стала Анна Кафтанова из многосерийного фильма Владимира Краснопольского и Валерия Ускова «Вечный зов» о судьбы семьи Савельевых. Сыграть эту роль Аду практически уговаривали: она только-только родила дочку и не хотела покидать малышку. В итоге на съемки поехала с ней, пообещали найти няню. «Нянями» для маленькой Кати стала вся актерская группа, но чаще всего, пока мама снималась, за ее дочкой присматривали Вадим Спиридонов, Петр Вельяминов, Валерий Хлевинский и Андрей Мартынов. Эпопея снималась в течение десяти лет (с 1973 по 1983), и все годы телезрители неотрывно наблюдали за судьбой Анны, в которой актриса отобразила судьбы большинства женщин того времени.
В жизни Роговцевой были и другие значимые роли в кино, к примеру, с Юозасом Будрайтисом она снялась в лирическом «Зимнем романе», с Михаилом Ульяновым в «Московской элегии», С Андреем Мягковым в картине «32 декабря». На счету актрисы более ста пятидесяти киноролей, каждая из которых, маленькая она, или большая, трогает за душу. Именно это Ада Николаевна считает главным в своей профессии – каждой сыгранной ролью дать возможность людям ощутить собственную душу, разобраться в ней и жить с ней в гармонии.
Личная жизнь Ады Роговцевой
46 лет прожила актриса с единственным мужчиной в своей жизни – актером и педагогом Константином (Костем) Степанковым. Впервые он увидел ее на вступительных экзаменах и понял, что пропал. Ада в тот момент была еще далека от мысли о любви. Но ответные чувства вспыхнули достаточно быстро, ведь Кость Петрович был ее куратором. Он был старше своей студентки на одиннадцать лет, к тому же женатым. Долгое время они встречались тайно, пока скрывать отношения уже не было возможности. Педагога едва не уволили с работы, но Степанков все же развелся, а в 1959 году состоялось их с Адой бракосочетание. Бабушке Роговцевой мужчина не понравился, и девушка, забрав из дома лишь свою вилку и одеяло, ушла за мужем из дома. Поначалу снимали квартиру, затем вопрос с жильем уладился. В 1962 году Ада родила первенца, сына Костю. В 1972 году родилась их дочь Катя.В 2004 году Константин Степанков скончался после длительной и мучительной болезни – рака поджелудочной железы. Роговцева написала о нем книгу «Мой Костя», в которой откровенно и честно рассказала о прожитой жизни с мужем, который, несмотря на свое пристрастие к алкоголю, измены и сложности, так и остался для актрисы любимым и единственным Костичкой. Еще одну тяжелую потерю Ада Николаевна понесла в 2012 году: от онкологии умер ее сын, участвовавший в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС:
…это поменяло мою жизнь. Просто переломило ее. И меня. Хотя сегодняшние дни все равно наполнены Костиком: я помню каждую секунду, когда и что он сказал, что сделал, в каком году, в каком месяце… Это даже не боль. Это как будто циркуляция горькой крови.
Ада Роговцева сейчас
Жить и творить, как и раньше, Аде Николаевне помогает дочь Катя, внуки Даша, Алексей и Матвей. Несмотря на почтенный возраст, актриса, как и прежде, выходит на сцену театра «Сузiр’я /Созвездие» в постановках Екатерины Степанковой.После событий 2014 года Ада Роговцева открестилась от российского кинематографа, регулярно ездила в зону АТО, чтобы поддержать соотечественников. В 2021 году на экраны вышел молодежный триллер «Первые ласточки.Zависимые», где Роговцева сыграла бабушку главного героя, Надежду Ивановну. Также она занята в картине украинского режиссера Антона Гойды «Нарисуй мне маму». В ней она сыграет экс-оперную певицу Елену Николаевну, вокруг квартиры которой разыгрываются нешуточные страсти с участием черных риэлторов.
Важные события в жизни
- 1955 год: поступление в театральный вуз.
- 1956 год: первые роли в кино.
- 1959 год: окончание вуза, главная роль в театре, свадьба с Константином Степанковым.
- 1960 год: присвоение звания заслуженной артистки УССР.
- 1962 год: рождение сына Кости.
- 1967год: присвоение звания народной артистки УССР, вступление в КПСС.
- 1970 год: главная роль в фильме «Салют, Мария!» принесла награду на седьмом ММКФ.
- 1971 год: вручение премии Ленинского комсомола УССР.
- 1972 год: рождение дочери Кати. Выход на экраны фильма «Укрощение огня».
- 1978 год: присвоение звания народной артистки СССР, награждена Орденом Трудового Красного знамени.
- 1981 год: вручение государственной премии УССР за исполнение ролей Любови Раневской, Надежды Гавриленковой и Леси Украинки.
- 1991 год: вручена премия «Киевская пектораль» в номинации «Лучшая женская роль в театре» (Паола в спектакле Романа Виктюка «Дама без камелий»).
- 1996 год: вручена премия «Хрустальный слон» в номинации «Лучшая актерская семья».
- 1997 год: вручена премия «Киевская пектораль» в номинации «Лучшая женская роль в театре» (Розали в спектакле Дмитрия Богомазова «Обманутая»).
- 2002 год: награждена орденом княгини Ольги (Украина).
- 2004 год: смерть мужа, Константина Степанкова.
- 2006 год: выпуск авторской книги «Мой Костя».
- 2007 год: награждена орденом Дружбы (Россия), присвоено звание Героя Украины с вручением ордена Державы и звание Почетного гражданина Киева.
- 2012 год: смерть сына, Константина Константиновича Степанкова.
- 2013 год: вручена международная премия имени Николая Гоголя в Италии.
- 2017 год: вручена государственная премия Украины имени Александра Довженко.
- 2019 год: 60-летие творческой деятельности в театре.
Лучшие фильмы
- 2016: «Я люблю своего мужа»
- 2015: «Красная королева»
- 2014: «Боцман Чайка»
- 2013: «Кривое зеркало души»
- 2013: «Агент»
- 2013: «Я рядом»
- 2012: «Личная жизнь следователя Савельева»
- 2012: «Мамочка моя»
- 2012: «Защитница»
- 2011: «Влюбленные»
- 2011: «Темные воды»
- 2011: «Огни притона»
- 2010: «Клеймо»
- 2010: «Я тебя никому не отдам»
- 2009: «Тарас Бульба»
- 2008: «Черное платье»
- 2004: «Шукшинские рассказы»
- 1980: «Овод»
- 1973: «Вечный зов»
- 1972: «Укрощение огня»
Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Узнай Всё
Санкт-Петербург, 2-я Красноармейская ул., д. 7/4, литера А, помещ. 2-н, часть пом. № 11
+7 931 269 84 49