Биография Александра Збруева
Александр Збруев – народный артист РСФСР, один из ведущих актеров театра Ленком с 1961 года. Всенародную любовь ему принесли роли хулигана Григория Ганжи в «Большой перемене», капитана Бориса Ермакова в военном фильме «Батальоны просят огня», инженера Евгения Тимошина в мелодраме «Ты у меня одна».
Театралы с восторгом встречали в исполнении актера Леонида Гаева в спектакле «Вишневый сад», царя Бориса в «Борисе Годунове», Парфена Рогожина в «Князе». Александр Викторович – кавалер трех орденов «За заслуги перед Отечеством», лауреат многих премий.
Детство и юность
Александр родился весной 1938 года. Мама, Татьяна Александровна Збруева-Федорова, была из столбовых дворян, окончила школу театра и кинематографии, училась в кинотехникуме имени Бориса Чайковского вместе с Александром Роу. Служила актрисой, была замужем, родила сына Евгения, единоутробного старшего брата Саши.
Отец, Виктор Алексеевич Збруев, пламенный большевик, был сначала сотрудником ЧК, с начала тридцатых годов занимал руководящие должности, позже стал заместителем народного комиссара связи СССР. Александр никогда не видел отца: после командировки в США мужчину объявили «врагом народа» и арестовали за 5 месяцев до его рождения. Вскоре Виктора расстреляли.
О событиях, разрушивших счастливую жизнь родителей, Збруев однажды сказал:
…отца я не видел, его расстреляли в 38-м. Слово «папа» мне некому было сказать. Не мое это слово. Отец был зам. наркома связи. Съездив в Америку, стал поднимать наше телевидение по примеру тамошнего. На Шаболовку завозил оборудование, технику. Ну и стал «врагом народа» за все хорошее, как и сотни тысяч других людей. Мама мало о нем рассказывала. А когда умер Сталин, она плакала.Дело отца актер с тяжелым сердцем прочитал много лет спустя, когда архивы были рассекречены. Всего один допрос и протокол на двух листочках: один написан от руки, другой напечатан на машинке. И подписи Виктора Алексеевича на обоих. Александр признавался, что тяжелее всего было читать постановление судейской тройки: «приговорить к расстрелу».
Тогда же, в 1938 году, его маме разрешили родить ребенка в столице, а затем вызвали на Лубянку и выдали предписание, по которому она вместе с грудным малышом на руках отправилась в исправительный лагерь города Рыбинска в Ярославской области как «член семьи врага народа».
Старший сын Женя был уже студентом театрального вуза и остался в Москве, а с началом войны вместе с однокурсниками был направлен под Смоленск копать противотанковые траншеи. Евгений окончил Щукинское училище в 1945 году, стал актером Вахтанговского театра, где прослужил 75 лет. Ушел из жизни в 2020 году.
Когда Татьяна Александровна вместе с шестилетним Сашей вернулась в Москву, Женя жил в одной из комнат их когда-то большой квартиры, превращенной в коммуналку. В той же комнате поселились его мама и младший брат. Мать устроилась рабочей на электроламповый завод и мечтала, что не только Женя, но и Саша станет актером.
А у младшего сына началась своя, дворовая жизнь. В арбатском дворе уже знали, что Збруевы приехали из ссылки и когда мальчик впервые вышел туда поиграть, его окликнули старшие ребята: «Эй ты, интеллигент вшивый, иди сюда!». И выжидательно смотрели, как он себя поведет. Саша не испугался, подошел, а вскоре был принят в мальчишеское братство.
Когда пришло время идти в школу, он противился всеми силами, но делать было нечего. Учеба ему сразу не понравилась, гораздо интереснее было с ребятами. Часто Збруев попросту прогуливал уроки, поскольку намечалась драка между Малым двором, где он жил, и Верхним двором, где жили «враги».
Иногда наступало перемирие, и мальчишки гоняли в футбол двор на двор, играя на деньги. В подростковом возрасте Саша впервые попробовал крепкий алкоголь. Неудивительно, что уже в четвертом, а затем и в восьмом классе он оставался на второй год. Однажды Збруева поймали на краже денег. Этот поступок навсегда остался в памяти артиста как самый постыдный.
Тем не менее, влияние дворовых друзей имело и положительные моменты: мальчик занялся боксом, чтобы всегда можно было дать отпор, затем увлекся гимнастикой и даже получил первый разряд. В одном из интервью Александр Викторович откровенно признался, что никогда не хотел быть артистом:
…но актрисой была моя мама, актером был мой старший брат. С самых малых лет у меня была двойная жизнь: днем – хулиганская, а вечерами я ходил в театр имени Евгения Вахтангова. Мы жили рядышком. Я смотрел все! Именно там я получал образование, которое недополучил в школе. Я не любил школу, и меня там не любили. Я помню великих артистов того времени – вахтанговцев, мхатовцев, актеров Малого театра. Они познакомили меня с драматургией, которую играли, и литературой, которую превращали в драматический театр.Со временем влияние старшего брата и его гостей, бывавших в их доме – Евгения Симонова, Михаила Ульянова, Юрия Яковлева – возымели свое действие на решение Збруева поступить в Щукинское училище. Помогли ему в этом Надежда Вахтангова, с которой дружила мама, и актриса Дина Андреева, которая начала заниматься с Сашей и подготовила его к поступлению.
В 1957 году Александр стал студентом театрального вуза на курсе Владимира Этуша. Учеба в «Щуке» его увлекла, а исполнение Збруевым главной роли в дипломном спектакле «Щедрый вечер» привлекло внимание сразу нескольких режиссеров, пригласивших начинающего актера на съемки в кино. В дипломной постановке Александр впервые был самим собой, не придумывал ни сложного грима, ни странного поведения. Именно такой молодой актер был нужен в начале шестидесятых.
Творческий путь
Первые кинопробы Збруев проходил на три картины сразу: фильм «А, Б, В, Г, Д…» по пьесе Виктора Розова, который собирались снимать Михаил Калатозов и Сергей Урусевский, «Мне двадцать лет» с режиссером Марленом Хуциевым и «Мой младший брат» по роману Василия Аксенова «Звездный билет», который начинал снимать Александр Зархи.
Роман был напечатан в журнале «Юность», им зачитывались. И Збруев был счастлив сняться именно в этом фильме. На съемках, которые проходили в Прибалтике, он познакомился с Олегом Далем и Андреем Мироновым. И вспоминал:
…это был счастливый отрезок моей жизни. И вот с этим счастьем я пришел в театр. В Ленкоме и тогда замечательные актеры работали, многих сегодня забыли, к сожалению. И здесь ко мне отнеслись тепло, как к «хорошо начинающему». Но… актерская жизнь всегда была и будет очень зависимая. Профессия такая.На съемках молодые актёры проявили немыслимую по тем временам дерзость – они отказались сниматься, пока им в гостинице не выделят номера с горячей водой. Фильм ждал успех, а Димка Денисов положил начало плеяде лучших ролей Збруева.
С 1961 года в ленкомовских постановках Збруев участвовал эпизодически. Несмотря на первую кинематографическую популярность, в театре значимых ролей ему не давали, а сам он просить не умел. Лишь с приходом в театр Анатолия Эфроса он получил главную роль Михаила Лермонтова в спектакле «О Лермонтове…» и прекрасно играл главного героя – блокадника Марата Евстигнеева – в постановке «Мой бедный Марат».
Когда художественным руководителем театра стал Марк Захаров, в творческую биографию актера добавились роли Пауля Крамера («Ясновидящий»), учителя истории Хории Мироновича («Хория»), Андр Марти («Диктатура совести»).
Позже Александр появлялся на сцене Ленкома в постановках «Гамлет» (Клавдий), «Шут Балакирев» (обер-прокурор Павел Ягужинский), «Женитьба» (Анучкин), «Вишневый сад» (брат Раневской Леонид Гаев).
Параллельно со службой в театре Александр Викторович регулярно снимался в кино. Светлой и эмоциональной стала его роль лейтенанта Мотовилова в военной драме «Пядь земли», затем он сыграл Сережу Ракитина в фильме «Чистые пруды» по сценарию Беллы Ахмадулиной; сотрудника ОБХСС Александра Алешина в детективе Герберта Раппапорта «Два билета на дневной сеанс».
Но бесконечную популярность принесла актеру роль Григория Ганжи, ученика девятого класса вечерней школы из лирической комедии «Большая перемена» Алексея Коренева. Жизнь рабочих-школьников и их учителей вместе со Збруевым воплотили на экране Михаил Кононов, Евгений Леонов, Савелий Крамаров.
С Юрием Соломиным и Комаки Курихарой Александр снялся в совместном советско-японском проекте «Мелодии белой ночи» (Федор, художник), а с Георгием Тараторкиным и Валентиной Каревой встретился на съемочной площадке приключенческого фильма «Победитель» (командир РККА Яков Спиридонов).
Не раз актер снимался в картинах о Великой Отечественной войне. Наиболее яркими ролями в его исполнении стали Александр Спирин («Шел четвертый год войны…») и капитан Борис Ермаков («Батальоны просят огня»).
Еще одна заметная роль Збруева – спивающийся бывший циркач Валентин Спиридонов в мелодраме «Одинокая женщина желает познакомиться». Врача актер сыграл в фильме «Свободное падение», поэта Игоря Белова в драме «Автопортрет неизвестного», ученого Фридрихсена в притче Марка Захарова «Убить дракона».
Непростой, но очень интересной работой для актера стало участие в советско-американском проекте Андрея Кончаловского «Ближний круг», где Збруев появился в образе «вождя народов» Иосифа Сталина.
В девяностые годы Збруев снялся в нескольких фильмах, имевших большой резонанс. Он сыграл инженера Аларина в экранизации повести Александра Куприна «Впотьмах». Фильм назывался «Желание любви» и партнершей актера стала Светлана Рябова.
С ней же и Мариной Нееловой он мастерски изобразил любовный треугольник в картине Дмитрия Астрахана «Ты у меня одна», сыграв инженера Евгения Тимошина. Внутренние терзания героя, которого жена считает неудачником, были преданы актером психологически точно и тонко. Роль была отмечена как лучшая мужская призом жюри на фестивале «Кинотавр» в 1993 году.
В 1997 году на экраны вышла детективная мелодрама Тиграна Кеосаяна «Бедная Саша», где Александр Викторович превратился в талантливого компьютерщика – «зека» Владимира Березкина, спасающего бизнес банкирши Ольги и влюбившегося в нее. Ее маленькая дочь Саша (Юлия Чернова) руководила действиями мужчины и в итоге подружилась с ним.
В конце девяностых годов Збруев также сыграл психолога спецслужб в криминальном детективе Виктора Сергеева «Шизофрения», после чего заявил, что прекращает сниматься в кино.
В 2000-е Збруев действительно почти не снимался в кино, сыграв только две главные роли – Сергея Анатольевича в «Северном сиянии» и Вадима Ершова в «Коже саламандры». Ходили слухи о серьезных болезнях артиста, из-за которых он прекратил съемки.
Совершенно нового Збруева театралы увидели в постановках того же Константина Богомолова «Борис Годунов» и «Князь» (по мотивам произведения Федора Достоевского «Идиот»). По словам актера, он не ожидал, что режиссер предложит ему роль царя, думал, что в лучшем случае будет играть Пимена:
Костя может все перевернуть с ног на голову, и это будет оправдано, и мощно, и безумно интересно, потому что во всех его работах много ребусов, а ребусы заставляют голову работать непривычным образом.
Личная жизнь Александра Збруева
Первой любовью и женой Александра стала семнадцатилетняя Валентина Малявина, девушка из соседнего двора, с которой Збруев сначала просто дружил. Чтобы их расписали, они даже получили официальное согласие от райкома комсомола, поскольку Вале еще не было восемнадцати лет.
Юная жена переехала к мужу на Мосфильмовскую улицу. Но в силу возраста и характера она была плохо подготовлена к семейной жизни. К тому же ее обуревали мечты актерстве. Последней каплей стал аборт, который Валентина сделала, пока Александр был в отъезде. Прожив вместе четыре года, пара развелась, а Збруев еще долго переживал из-за потерянной любви и неудавшегося брака.
Однажды, снимаясь на «Мосфильме», Збруев проходил мимо павильона, где работали актеры «Войны и мира». Внимание его привлекла голубоглазая тоненькая девушка, которая играла Наташу Ростову. Это была юная ленинградская балерина Людмила Савельева, снискавшая оглушительную славу после премьеры фильма.
Александр стал ухаживать за красавицей, в 1967 году состоялась их свадьба. Через год в их семье родилась дочь, которую назвали Натальей. В юности на дочь Збруева сильно подействовала любовная трагедия, у девушки начались проблемы со здоровьем. Она долго пыталась найти свой путь в жизни, однажды снялась в фильме «Если верить Лопотухину». Личная жизнь у Натальи не сложилась, она живет с родителями и ходит в церковь, читает православную литературу.
В 1992 году у Збруева родилась еще одна дочь. Ее мама – актриса Ленкома Елена Шанина. Служебный роман не перерос в более серьезные отношения, но дочку Таню артист признал сразу и, сохранив брак с Людмилой Савельевой, сумел выстроить отношения и во второй семье.
Татьяна пошла по стопам родителей и сейчас стала актрисой того же театра, где служат они. По актерской стезе пошел и внучатый племянник Александра Викторовича – Петр Федоров, успевший прославиться в таких картинах как «Обитаемый остров», «Охотники за бриллиантами», «Перевал Дятлова».
Александр Збруев сейчас
Несмотря на почтенный возраст, актер находится в хорошей физической форме. В 95 сезоне Ленкома артист выходит на сцену театра в постановках «Ва-банк», «Вишневый сад», «Женитьба». В 2021 году начались репетиции спектакля «Перед заходом солнца» по пьесе Герхарда Гауптмана, где актер играл главную роль Маттиаса Клаузена.
В начале осени Александр Викторович отметил 60-летние творческой деятельности на сцене театра Ленком. Актера тепло поздравили коллеги по работе, друзья и родные.
Интересные факты
- В компании дворовых друзей Сашу Збруева прозвали Интеллигентом. Он не увиливал от драк, но всегда отстаивал справедливость, защищал более слабых. И постоянно водил друзей в театр, хотя сам собирался стать водителем самосвала.
- Однажды, чтобы раздобыть денег на поход с ребятами в кино, мальчик снял со стены в комнате чеканный портрет Генриха Четвертого в золоченой раме. Вместе с друзьями он отнес чеканку к коллекционеру, которого посоветовали в комиссионном магазине. Тот купил ценную вещь за копейки, которых как раз хватило на билеты в кино. Мамин выговор Збруев стойко выдержал уже потом.
- Крепкий алкоголь Саша тоже попробовал, когда учился в четвертом классе. По законам мальчишечьей братии, нельзя было отказаться от стакана водки, который ему налили в честь возвращения из тюрьмы брата одного из друзей. Збруев выпил и больше ничего не помнил: у него случился провал в памяти. С тех пор актер употребляет горячительные напитки весьма умеренно.
- Одно время Александр Викторович с товарищами занялся ресторанным бизнесом, открыв театральный ресторан актеров Москвы – ТРАМ. Заведение работало около десяти лет, в нем собирались не только актеры, но и люди, которые любили театр и кино. Благодаря финансовой помощи одного из них удалось доснять фильм «Шизофрения», в котором главную роль сыграл Александр Абдулов.
- Актер признавался, что очень болезненно перенес решение Марка Захарова, когда тот снял с репертуара два спектакля Константина Богомолова, где Александр играл главные роли: «Борис Годунов» и «Князь». Но спорить с художественным руководителем он не привык и смирился с его поступком.
Важные события в жизни
- 1957 год: поступил в Щукинское училище.
- 1959 год: женился на Валентине Малявиной.
- 1961 год: поступил на работу в театр имени Ленинского комсомола. Дебютировал в спектакле «Наташкин мост».
- 1962 год: дебютировал в фильме «Мой младший брат».
- 1965 год: сыграл главную роль в спектакле «Мой бедный Марат».
- 1966 год: снялся в фильме «Два билета на дневной сеанс».
- 1967 год: женился на актрисе Людмиле Савельевой.
- 1968 год: родилась дочь Наталья.
- 1973 год: сыграл главную роль в фильме «Большая перемена».
- 1976 год: снялся в фильме «Мелодии белой ночи».
- 1977 год: удостоен звания заслуженного артиста РСФСР.
- 1983 год: сыграл главную роль в фильме «Шел четвертый год войны».
- 1985 год: сыграл главную роль в фильме «Батальоны просят огня».
- 1989 год: удостоен звания народного артиста РСФСР.
- 1992 год: родилась дочь Татьяна от актрисы Елены Шаниной.
- 1993 год: удостоен приза за лучшую мужскую роль в фильме «Ты у меня одна» на сочинском кинофестивале «Кинотавр».
- 1997 год: награжден орденом Почета.
- 1998 год: удостоен приза за лучшую мужскую роль в фильме «Бедная Саша» на сочинском кинофестивале «Кинотавр».
- 2003 год: удостоен Государственной премии РФ за роль в спектакле «Шут Балакирев».
- 2007 год: награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
- 2008 год: удостоен театральной премии газеты «МК» в категории «Мэтры».
- 2010 год: награжден памятной медалью «150 лет со дня рождения А.П.Чехова».
- 2013 год: награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени.
- 2014 год: удостоен призов на кинофестивалях «Созвездие» и «Московская премьера» за лучшую мужскую роль в фильме «Кино про Алексеева».
- 2015 год: удостоен кинопремии «Золотой орел» за лучшую мужскую роль в фильме «Кино про Алексеева». Стал лауреатом премии «Звезда Театрала» за исполнение главной роли в спектакле «Борис Годунов».
- 2016 год: стал лауреатом премии имени Евгения Леонова за исполнение главной роли в спектакле «Князь».
- 2018 год: награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени. Стал лауреатом специальной премии «Золотая маска».
- 2020 год: стал лауреатом премии «Звезда Театрала» в почетной номинации «Легенда сцены».
Лучшие фильмы
- 2014: «Кино про Алексеева»
- 2003: «О любви»
- 2002: «Шут Балакирев»
- 2001: «Северное сияние»
- 1997: «Бедная Саша»
- 1997: «Шизофрения»
- 1995: «Все будет хорошо»
- 1994: «Маэстро вор»
- 1989: «Черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви»
- 1988: «Убить Дракона»
- 1987: «Одинокая женщина желает познакомиться»
- 1986: «Храни меня, мой талисман»
- 1986: «Зина-Зинуля»
- 1984: «Успех»
- 1983: «У опасной черты»
- 1983: «Шел четвертый год войны»
- 1974: «Романс о влюбленных»
- 1973: «Большая перемена»
- 1972: «Круг»
- 1971: «Антрацит»
- 1970: «Опекун»
- 1965: «Чистые пруды»
Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter