Биография Иннокентия Смоктуновского
Иннокентий Смоктуновский – народный артист СССР и Герой социалистического труда, театральный и киноактер, о котором заговорили в конце пятидесятых. В БДТ люди приезжали со всех концов СССР, чтобы посмотреть на его князя Мышкина в спектакле «Идиот», а после того, как на большие экраны вышел художественный фильм «Гамлет» со Смоктуновским в главной роли, актер обрел оглушительную популярность. Его называли «первым интеллектуалом советского кино», «гением» и «штучной личностью». Участник Великой Отечественной войны и кавалер трех орденов Ленина ушел из жизни в 1994 году, оставив после себя бесценное театральное и кинематографическое наследие.Детство и юность
Иннокентий родился весной 1925 года в семье Михаила Смоктуновича и Анны Махневой из села Татьяновка Томской губернии.Фамилия артиста имеет польские корни. По одной из версий, род Смоктуновичей принадлежал ветви волынских шляхтичей и в числе повстанцев 1863 года был сослан в Сибирь. По словам самого артиста, его прадедушка Николай был белорусом и служил егерем в Беловежской пуще, а в Сибири оказался вместе с семьей из-за того, что скрыл убийство зубра, но кто-то донёс на охотника.
В 1929 году Михаил Петрович и Анна Акимовна с детьми переехали в Томск, а затем в Красноярск, где жила родня. Отец устроился грузчиком в порт, мама нашла должность на колбасной фабрике. Актер вспоминал:
В школе мальчик проявлял завидную самостоятельность мышления, которая не всегда нравилась преподавателям. Однажды на контрольной по математике учительница задала задачу и объявила, что решить ее следует за три действия. Но мальчик решил ее за четыре, потому что видел: иначе нельзя. И он оказался в итоге прав, в отличие от ребят, которым тоже казалось, что задачу можно решить только за четыре действия, но раз учительница казала за три, значит – за три. И все же математика мало интересовала Кешу, ему гораздо больше нравились литература, история и география. А еще мальчику нравилось играть на поляне неподалеку от дома:У моих родителей была большая семья, девять детей. Жили бедно, даже голодали… Когда мне исполнилось пять, родители отдали меня из деревни в город, сестре отца, тете Наде. У тети Нади и дяди Васи мне жилось хорошо, плохо было только, что я рос без сестер и братьев. Жили мы в районе Старого базара Красноярска, и вот с этим районом и связаны самые яркие впечатления детства.
Иннокентию сразу же поручили главную роль Ломова в чеховском «Предложении». Мальчик был уверен, что руководитель кружка проникся его страстным желанием играть на сцене и многочисленными и весьма меткими вопросами об актерской профессии.Эта огромная поляна по весне затоплялась водой речушки Качи, притока Енисея. О, это было место удивительной свободы и каких-то том-сойеровских мечтаний! Хотя о будущем, о признании, тогда ещё не думалось, я и слова-то такого не знал. Это пришло позже - года через два-три, когда перешёл в другую школу. Вот там-то я увидел первый самодеятельный спектакль и тут же записался в драмкружок.
Репетиции проходили успешно, но на самом спектакле, в сцене, в которой Кеша должен был едва ли не заплакать, он вдруг истерически захохотал. И смеялся так заразительно, что зрители в зале тоже начали хохотать. Спектакль остановили, Смоктуновича из драмкружка выгнали. Только сцена уже завладела мальчиком. Лет в четырнадцать он попал на постановку Красноярского драматического театра. Пьеса была средней, но из зрительного зала Иннокентий вышел в потрясении. С тех пор он старался при первой возможности заглядывать в театр, а в 1942 году пришел туда работать статистом. У артиста даже сохранилось фото с его первой крошечной ролью в спектакле «Иван Грозный». Параллельно с этим юноша учился в школе киномехаников.
Герой войны
Началась война, отец сразу же ушёл на фронт. Михаил Смоктунович был огромным мужчиной под два метра, весёлым, здоровым. И когда он прощался с семьей, Иннокентий подумал: «Какая большая мишень...». Больше он его не видел. В 1942 домой пришла похоронка. Много лет спустя актёр посвятил отцу книгу «Ненавижу войну». В начале 1943 года Иннокентий тоже был призван в армию. Его зачислили в Киевское пехотное училище, базировавшееся тогда в городе Ачинске. Офицерское звание он так и не успел получить, курсантов как рядовых в срочном порядке отправили на фронт, под Курск. На Курской дуге рядовой Смоктунович выжил, был переброшен на киевское направление.Участвуя в форсировании Днепра, будущий артист едва не погиб. Ему с товарищем поручили доставить в штаб дивизии документы. Нужно было перейти реку вброд под шквальным огнем. До них уже погибли несколько курьеров, и казалось, миссия обречена, но приказ есть приказ. Напарник погиб на глазах у Иннокентия, сам он выжил чудом. Об этом актер написал позже:
В конце 1943 года юноша попал в плен в боях под Житомиром. Почти месяц он находился в лагере для военнопленных. Затем бежал, едва живой прибился к какой-то деревне и постучал в первую попавшуюся дверь. Украинская крестьянка, которую звали Василиса Шевчук, несмотря на риск расстрела и маленьких детей, приютила беглого красноармейца, выходила его. Даже став народным артистом СССР, Иннокентий не забывал о своей «бабе Васе», как он ее называл, и помогал всем, чем только мог.Тот дурацкий пакет я доставил, в этом-то отношении все было в порядке, и меня даже представили к награде медалью «За отвагу», правда, вручили мне ее спустя 49 лет прямо на сцене МХАТа после спектакля «Мольер». Мои однополчане москвичи (их осталось раз-два и обчелся) сами разыскали все документы по этому награждению, и в реляции (так, кажется, называется подобный документ) был кратко, по-казенному, описан этот нелепый, в общем-то, никому не нужный (я и сейчас так думаю) эпизод...
В ее доме он познакомился с партизанами из отряда имени Ленина и ушел с ними. В 1944 году партизанский отряд соединился с регулярными частями советской армии, и младший сержант Смоктунович продолжил воевать, командуя ротой автоматчиков. Однажды, прорвав оборону фашистов возле польской деревеньки Лорцен, его рота первой напала на врага и уничтожила более двадцати единиц техники. Иннокентия снова представили к медали «За отвагу». Победу он встретил в немецком городке Гревесмюлен.
Актёрская карьера
По окончании войны Иннокентий вернулся в Красноярск и поступил на учебу в театральную студию при городском театре. Пробыл он там недолго – из-за конфликта с руководителем его отчислили.Начинающий актер переехал в Норильск и поступил на службу в Заполярный театр драмы, где работали в основном заключенные из Норильлага. В их числе был и Георгий Жженов.
В те годы в стране велась борьба с космополитизмом, и, по одной из версий, директор театра потребовал, чтобы Иннокентий сменил фамилию на Смоктуновского. По другой версии, актер сам ее сменил, чтобы его не принимали ни за поляка, ни за еврея. В Норильске Иннокентий провёл четыре года и сыграл там свои первые большие роли на сцене. Но суровый климат подорвал его здоровье, так что весной 1951 года он оказался в Махачкале, где поступил в Дагестанский русский драматический театр имени Максима Горького и вскоре стал ведущим актером.
Однажды его Хлестакова в «Ревизоре» увидели Римма и Леонид Марковы, которые служили в московском Театре имени Ленинского комсомола и приехали в Махачкалу навестить родителей. Пораженные его игрой, артисты пришли к нему за кулисы выразить восхищение и предложить переехать в Москву. Но перед этим решительным шагом Смоктуновский успел поработать еще и в Сталинградском областном театре, после чего, в 1955 году, все же отважился на переезд в столицу. Не сразу удалось ему закрепиться в каком-либо из театров. Главный режиссер Театра имени Ленинского комсомола Софья Гиацинтова давала ему небольшие роли, Марковы поддерживали чем могли. Одна из портних пошивочного цеха в Ленкоме шила наряды для популярнейшей в то время кинозвезды Марины Ладыниной, мужем которой был режиссер Иван Пырьев, директор «Мосфильма». По просьбе жены он взял Смоктуновского на постоянную работу в свой Театр-студию, а в 1956 году актер дебютировал в кино: сыграл небольшую роль в фильме Михаила Ромма «Убийство на улице Данте» и лейтенанта Фарбера в военной драме Александра Иванова «Солдаты». Смоктуновский играл человека, попавшего на войну, но не бывшего по призванию солдатом. Тем не менее, его персонаж сражался с врагом наравне со всеми. Именно в этом фильме его заметил Георгий Товстоногов, собиравшийся ставить в БДТ спектакль «Идиот» по Федору Достоевскому.
Режиссера поразили глаза актера. По его мнению, именно такими должны были быть глаза князя Мышкина. Но отыскали Смоктуновского не сразу. Он как раз снимался в картине «Шторм», играя пожилого композитора. Его партнер Евгений Лебедев узнал Иннокентия только после того, как актер снял сложный пластический грим, и объявил ему, что его разыскивает весь театральный Ленинград. Так Смоктуновский переехал в северную столицу. Премьера «Идиота» прошла при полупустом зале, но на следующем спектакле был аншлаг, как и на всех дальнейших спектаклях. Посмотреть на князя Мышкина в исполнении тогда еще малоизвестного актера люди приезжали со всех краев СССР.
Помимо того, Смоктуновский стал работать на «Ленфильме», снимался в кино. Главные роли он исполнил в фильмах «Ночной гость» (Пал Палыч), «Неотправленное письмо» (начальник экспедиции Константин Сабинин), «Високосный год» (Геннадий Куприянов), «Девять дней одного года» (Илья Куликов). В 1960 году актер уволился из БДТ из-за ссоры с руководителем. По одной из версий, Георгий Александрович не простил своему князю Мышкину увлечения кинематографом в ущерб сцене: из-за съемок Смоктуновский то и дело опаздывал на спектакли.
Следующие десять с лишним лет Иннокентий Михайлович посвятил исключительно кинематографу. Сыграл Моцарта в музыкальной драме «Моцарт и Сальери», где его соперника воплотил на экране Петр Глебов, а вокальные партии исполнял Сергей Лемешев. Затем на экраны вышел знаменитый фильм Григория Козинцева «Гамлет», в котором Смоктуновский появился в образе главного героя. Картина завоевала множество кинонаград, актер был удостоен Ленинской премии.
Дважды ему довелось воплощать образ вождя мирового пролетариата Владимира Ленина – в фильмах «На одной планете» и «Первый посетитель», а затем появился его всенародно любимый герой Юрий Деточкин из лирической комедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля». Под конец шестидесятых Смоктуновский сыграл еще две значимые роли: Петра Чайковского в одноименной драме и Порфирия Петровича в фильме «Преступление и наказание».
В середине семидесятых актер пришел сначала во МХАТ, затем в МХТ имени Антона Чехова. С Олегом Ефремовым, руководившим новым театром, он создал немало интереснейших образов на сцене. Театралы с удовольствием ходили на «Иванова», «Чайку», «Дядю Ваню», «Кабалу святош» и другие спектакли, чтобы только воочию увидеть талантливую игру Иннокентия Смоктуновского. Продолжал Иннокентий Михайлович и съемки в кино. Самого себя он сыграл в оскароносном фильме Владимира Меньшова «Москва слезам не верит», главные роли сыграл в картинах «Маленькие трагедии» (Сальери), «Дети солнца» (Павел Протасов), «Русь изначальная» (император Юстиниан). Хорошо запомнили зрители и его лорда Бэллинджера в фильме «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», вора в законе Принца (Гилю) в детективе «Гений». Последними ролями актера в кино стали полковник Фрилей («Вино из одуванчиков») и Валентин («Часы без стрелок»).
Личная жизнь Иннокентия Смоктуновского
Впервые Иннокентий женился, когда служил в театре Махачкалы. Он без памяти полюбил актрису Римму Быкову. Она была замужем за перспективным коллегой по фамилии Ясинский, но новенького это не смутило. Его напор и чувство юмора в конце концов покорили сердце Риммы, и в 1950 году они поженились.Вскоре Быкова получила предложение от режиссёра Сталинградского краевого драмтеатра и приняла его с одним условием – если ее возлюбленному тоже найдут местечко. Первое время они жили душа в душу, Смоктуновский, как вспоминали их с Риммой знакомые, любил ее всем сердцем и носил на руках. Но вскоре оба поняли, что поторопились со свадьбой – слишком уж разными людьми они оказались. Супруги начали раздражать друг друга, отдалились и в конце концов пошли разными путями. Смоктуновский уехал в Москву, где стал подрабатывать в театре имени Ленинского комсомола. В Ленкоме в то время работала заведующей пошивочным цехом и художником по костюмам Суламифь Кушнир, которую Иннокентий ласково называл Соломкой, Соломушкой. Однажды актер зашел к ней, чтобы подогнать по размеру костюм танкиста, в котором он выходил на сцену в спектакле «Годы странствий», они разговорились, стали часто встречаться, ходили вместе обедать в столовую. В 1955 году они поженились, через год родился первый ребенок. Девочка, названная Надеждой, прожила всего полгода.
В 1957 году на свет появился мальчик Филипп, с которого родители, не сумевшие простить себе смерть первенца, не спускали глаз. В 1965 году в семье родилась дочь Мария. Смоктуновский надеялся, что дети продолжат актерскую династию, но надежды не сбылись. Его сын так и не окончил Щукинское училище; в фильмах, куда ему помог попасть отец, ярко себя не проявил, сидел без работы. Попав в зависимость от тяжёлых наркотиков, он ранил отца в самое сердце.
Мария тоже пробовала себя в кино, но увлечена была балетом, затем стала заведующей музеем МХАТа. Только внучка Анастасия, дочь Филиппа Смоктуновского и балерины Ольги Буцковой, появившаяся на свет в 1982, исполнила мечту знаменитого дедушки и стала актрисой, но не слишком известной.
Смерть и память
Иннокентий Смоктуновский скончался от повторного инфаркта в конце лета 1994 года, на семидесятом году жизни. В это время он находился в санатории под Москвой и уже думал о возвращении домой – его ждала работа. Но он так и не успел завершить свои дела, даже его герой в картине «Вино из одуванчиков» говорит голосом Сергея Безрукова.Прощание с гением прошло в МХТ имени Антона Чехова, отпевали его в храме Воскресения Словущего. Похоронен Смоктуновский на Новодевичьем кладбище, неподалеку от Ивана Козловского и Олега Борисова. В память о великом актере XX века снято множество документальных фильмов, в числе которых – «Иннокентий Смоктуновский. За гранью разума» и «Моя фамилия вам ничего не скажет». О судьбе и творчестве артиста написано несколько книг.
В Санкт-Петербурге была открыта мемориальная доска на доме, где он жил. В деревне Татьяновка силами местных школьников и активистов открыли музей имени Смоктуновского, а в Самаре стоит скульптура Юрия Деточкина, которого так блестяще сыграл актер.
Интересные факты
- Самым страшным временем в своей жизни Иннокентий Смоктуновский называл плен. Он попал туда вместе с товарищем, находясь в окружении. Нацисты не кормили умирающих от голода пленных, нарочно дразнили их, объедаясь в их присутствии и предлагая пойти в полицаи в обмен на пищу. Однажды друг не выдержал и согласился: «Ты, Кеша, худой, тебе еды много не надо, а я больше не могу». Всю жизнь актера мучил вопрос: как человек мог так поступить…
- Как признавался Смоктуновский, из Красноярска в Норильск он перебрался лишь из-за того, что «дальше него меня, бывшего военнопленного, никуда не могли сослать – разве что на Северный полюс».
- Поменяв фамилию, актер впервые увидел ее на афише Второго Заполярного театра драмы в 1946 году – еще более «видоизмененной». В типографии допустили опечатку, и надпись гласила, что роль в спектакле исполняет Иннокентий СмоТКуновский.
- Начиная работать над ролью князя Мышкина в «Идиоте», актер долго не мог найти точный образ. Однажды на киностудии «Ленфильм» он увидел, как во всеобщей суете в стороне стоит человек и отрешенно читает книгу, не обращая ни на кого внимания. Его облик и стал отправной точкой для Смоктуновского. Успех спектакля был потрясающий. Люди стояли ночами в очередях, чтобы купить заветный билет на спектакль с участием Иннокентия Михайловича.
- Внук Достоевского Андрей Федорович, увидев актера в постановке «Идиот», самым первым назвал его гением. Так же себя называл сам Смоктуновский. Его коллега Алла Демидова вспоминала, что в этом не было ни позы, ни самолюбования, он просто констатировал факт.
- Иннокентий Михайлович всю жизнь верил в Бога и собирал иконы. Когда ему предложили поучаствовать в создании аудиокниги «Библейские истории», отнесся к этому с большим волнением. Но запись более пятнадцати лет пролежала на полке, прежде чем был выпущен ограниченный тираж пластинок. Сейчас найти этот диск можно лишь в личных архивах поклонников актёра.
Важные события в жизни
- 1943 год: ушел на фронт рядовым пехоты. Награжден медалью «За отвагу». В конце года попал в плен.
- 1944 год: в январе бежал из плена. Воевал в партизанском отряде.
- 1945 год: награжден второй медалью «За отвагу». После войны вернулся в Красноярск.
- 1946 год: переехал в Норильск. Поступил в труппу Второго Заполярного театра. Дебютировал в спектакле «Чужой ребенок».
- 1950 год: женился на актрис Римме Быковой. Служил в Дагестанском русском драматическом театре города Махачкалы.
- 1952 год: развелся с Риммой Быковой.
- 1955 год: переехал в Москву. Принят внештатным актером в театр имени Ленинского комсомола. Женился на художнице по костюмам Суламифь Кушнир.
- 1956 год: дебютировал в фильме «Убийство на улице Данте». Снялся в фильме «Солдаты». Родилась дочь Надежда, которая через полгода умерла.
- 1957 год: на сцене ленинградского БДТ сыграл главную роль князя Мышкина в спектакле «Идиот». Родился сын Филипп.
- 1960 год: уволился из БДТ, переехал в Москву.
- 1961 год: снялся в фильме «Девять дней одного года».
- 1962 год: снялся в фильме «Моцарт и Сальери».
- 1964 год: снялся в фильме «Гамлет». Награжден призом «Золотая доска» на МКФ в Венеции. Удостоен звания заслуженного артиста РСФСР.
- 1965 год: родилась дочь Мария. Награжден призом «Серебряное блюдо» за лучшую мужскую роль в фильме «Гамлет» на МКФ в Панаме. Удостоен Ленинской премии за роль в фильме «Гамлет». Признан лучшим иностранным актером года в Англии.
- 1966 год: снялся в фильме «Берегись автомобиля».
- 1969 год: удостоен звания народного артиста РСФСР. Награжден призом за лучшую мужскую роль в фильме «Берегись автомобиля» на МКФ в Картахене.
- 1970 год: удостоен звания заслуженного деятеля искусств Словакии. Награжден призом «Серебряная раковина» за лучшую мужскую роль в фильме «Чайковский».
- 1971 год: удостоен государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых за исполнение роли Порфирия Петровича в фильме «Преступление и наказание».
- 1972 год: награжден призом на фестивале советских фильмов в Сорренто за роль в фильме «Дядя Ваня».
- 1974 год: удостоен звания народного артиста Советского Союза.
- 1975 год: награжден орденом Ленина. Поступил на службу во МХАТ, затем в МХТ имени Антона Чехова.
- 1979 год: снялся в фильмах «Москва слезам не верит», «Маленькие трагедии». Выпустил книгу «Время добрых надежд».
- 1982 год: снялся в фильме «Пиковая дама».
- 1984 год: снялся в фильме «Мертвые души».
- 1985 год: награжден орденом Ленина. Снялся в фильме «Русь изначальная».
- 1990 год: удостоен звания Героя Социалистического труда, награжден орденом Ленина.
- 1991 год: удостоен премии «Ника» и приза МКФ авторского фильма в Сан-Ремо за лучшую мужскую роль в фильме «Дамский портной».
- 1993 год: удостоен премии «Ника» в номинации «За вклад в киноискусство».
- 1994 год: сыграл Ивана Бунина в фильме «Посвящение в любовь».
- 3 августа 1994 года: дата смерти.
Лучшие фильмы
- 1994: «Белый праздник»
- 1990: «Дамский портной»
- 1987: «Гардемарины, вперед!»
- 1987: «Очи черные»
- 1986: «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Двадцатый век начинается»
- 1982: «Кража»
- 1979: «Москва слезам не верит»
- 1979: «Маленькие трагедии»
- 1975: «Звезда пленительного счастья»
- 1975: «Они сражались за родину»
- 1974: «Романс о влюбленных»
- 1974: «Зеркало»
- 1972: «Укрощение огня»
- 1970: «Дядя Ваня»
- 1966: «Берегись автомобиля»
- 1964: «Гамлет»
Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Узнай Всё
Санкт-Петербург, 2-я Красноармейская ул., д. 7/4, литера А, помещ. 2-н, часть пом. № 11
+7 931 269 84 49