Биография Ирины Купченко
Ирина Петровна Купченко – известная актриса, признанная настоящей чеховской героиней, образцом ушедшей эпохи – искренней и хрупкой, но внутренне стойкой русской женщины. За свою полувековую творческую жизнь она сыграла более 90 проникновенных ролей в кино и около 20 – на театральной сцене. Ее успели полюбить несколько поколений зрителей.
Среди лучших работ с ее участием, многие из которых по праву вошли в Золотой фонд отечественного кино, – фильмы «Обыкновенное чудо», «Одинокая женщина желает познакомиться», «Отпуск в сентябре», а также спектакли «Антоний и Клеопатра», «Каменный гость», «Последние луны». Ее партнерами являлись такие легенды отечественного кинематографа, как Иннокентий Смоктуновский, Олег Янковский, Михаил Ульянов. Она – лауреат многих престижных наград, включая звание Народной артистки РСФСР, кинопремии «Ника» и «Окно в Европу». Супруга актера Василия Ланового.
Несмотря на солидный возраст, артистка остается востребованной в искусстве, поражая поклонников своим душевным благородством, высокими идеалами и бесконечным великолепием.
Детство и юность
Ирина Петровна появилась на свет в 1948 году в австрийской столице, Вене, временно занятой вооруженными силами государств антигитлеровской коалиции, в семье военнослужащего (лётчика) и учительницы английского языка (после замужества ставшей домохозяйкой). Родилась она 29 февраля, но родители зарегистрировали дату ее рождения на 1 марта, чтобы дочь могла праздновать день рождения ежегодно, а не раз в четыре года.После нескольких переездов, связанных со службой отца, семья обосновалась в Киеве, где жили дедушка и бабушка Иры. Именно этот город актриса считает своей малой родиной. Ведь там, на улице Фрунзе, в доме №17/2 (фасадом стоящем на Цимлянском переулке), прошли ее детские и юношеские годы, заложившие основы мировосприятия, там она сформировалась как личность и впервые соприкоснулась с актерским мастерством.
Росла девочка активным и добрым ребенком, угощала соседских детей шоколадом, когда отцу удавалось его раздобыть. Школьницей она посещала драмкружок при Дворце пионеров, занималась танцами и мечтала стать артисткой балета. Но вопрос о балетной карьере отпал в силу ее высокого роста – 175 см. Она очень страдала, старалась носить обувь исключительно на низком каблуке, сутулилась.
Расставшись с мечтой стать балериной, Ира записалась в кружок кинооператоров и вскоре поняла, что хочет стать актрисой. Окончательно она укрепилась в своем решении после того как увидела спектакль Театра имени Евгения Вахтангова, приехавшего в Киев на гастроли. Причем она загорелась желанием поступить именно в Щукинское училище, чтобы играть на Вахтанговской сцене. Так и случилось, но не сразу.
Строгие родители были против непростой и нестабильной актерской профессии, желая оградить дочь от ее неизбежных спутников – разочарований и безденежья, а дисциплина у нее, дочери офицера, была в крови. Поэтому, получив в 1965 году аттестат о среднем образовании, по совету родителей она стала студенткой престижного факультета иностранных языков Киевского университета имени Тараса Шевченко.
В 1966 в семье девушки случилось большое горе – смерть отца. Вскоре после этого ушли из жизни дедушка и бабушка, поэтому они с мамой решили перебраться в Москву, поближе к местным родственникам. В столице она не стала возобновлять учебу на инязе, а осуществила свою мечту об актерской стезе и поступила в ВТУ имени Бориса Щукина, сумев с первого раза успешно сдать вступительные экзамены. Училась она в мастерской народного артиста СССР Бориса Захавы.
Первые роли
Первой ролью Ирины в кино стала роль Елизаветы в экранизации романа Тургенева «Дворянское гнездо» от Андрея Кончаловского. Она получила ее, когда училась на третьем курсе «Щуки», причем совершенно неожиданно – зашла на «Мосфильм» в поисках подработки в массовке и случайно оказалась в павильоне, где пробовались претендентки на роль Лизы.
Ее изысканная внешность, прекрасные серо-голубые глаза «со слезой», в которых читался «философский подход ко всему на свете», длинные волосы, «очень красиво очерченный рот», по словам Кончаловского, покорили его. После проб он убедился в ее незаурядности, и юную студентку утвердили на одну из главных ролей. Позже Андрей Сергеевич заявлял, что ее игра была полна необыкновенной одухотворенности.
Отзывы о вышедшей на экраны в 1969 году картины оказались противоречивыми – от разгромных до признания ее «первым плачем по России, которую мы потеряли». Но Лиза вызвала всеобщее восхищение. Героиня поражала сложным сочетанием нежности и непоколебимой силы духа, кротости и гордости, искренности и трагизма, невозмутимости и абсолютной естественности.
Сама актриса, получившая всесоюзную известность, подчеркивала, что глубже раскрыть образ ей помог режиссер, обладавший даром вдохновлять артистов, звездный актерский состав, которому она старалась соответствовать (Леонид Кулагин, Беата Тышкевич, Никита Михалков), и репетиции под руководством своего преподавателя Ольги Преображенской. Знаменитая мхатовская актриса сама была исполнительницей этой роли в ленте, снятой еще в 1915 году.
В 1970 Купченко закрепила успех своего дебюта, сыграв Соню в киноленте Кончаловского «Дядя Ваня» по одноименной пьесе Чехова, где достойно дополнила блистательный ансамбль знаменитых коллег, включавший Сергея Бондарчука, Иннокентия Смоктуновского и Владимира Зельдина.
В 1974 тот же режиссер снял ее в еще одной своей замечательной картине – «Романс о влюбленных». Фильм называли лирическим манифестом 1970-х и завершающей лентой в кинотрилогии о бесконечном многообразии и сложности человеческих взаимоотношений.
Эти киноработы утвердили актрису в амплуа строгой и сильной, женственной и утонченной артистки чеховского типажа. Впоследствии она подчеркивала, что именно Кончаловский открыл ее, как актрису: «Все, что я умею в кино, – этим я обязана, конечно, ему».
Расцвет карьеры
В 1975 зрители увидели Ирину в исторической драме Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья», посвященной самоотверженным женам декабристов. Она предстала на экране в образе княгини Трубецкой, продемонстрировав, как отмечали критики, помимо уже привычной по прежним работам жертвенности и стойкости еще и аристократизм духа.
Ее сцену со Смоктуновским, игравшем роль губернатора Иркутска Цейдлера, называли одним из высочайших проявлений актерского мастерства. Среди звездных партнеров актрисы по съемкам были тогда также Алексей Баталов, Олег Стриженов, Наталья Бондарчук.
В тот же период была выпущена тонкая психологическая драма ленинградца Ильи Авербаха «Чужие письма», где артистка воплотила свою первую главную роль – классного руководителя 9 класса Веры Ивановны. Ее героиня от чистого сердца старалась окружить заботой и теплом, приучить к добру и искренности свою ученицу Зину, чья мать-алкоголичка отбывала тюремный срок. Но своевольная и беспринципная девочка сама решила перевоспитать глубоко порядочную учительницу, сделав невыносимой ее жизнь.
Фильм был не просто очередной лентой о трудных подростках. Его отличала масштабность поставленной проблемы – столкновения миров идеалистов и прагматиков. Картина завоевала главный приз – «Золотую богиню Нике» – на кинофестивале в Салониках, актрису признали за рубежом.
По сюжету ее героиня, юрисконсульт Евгения, покинула мужа и ребенка и ушла к другому. В советском кинематографе такая история была экзотикой, а зрители, полюбившие Купченко в образах верных и преданных жен, были шокированы – адюльтер прощался героям-мужчинам, но не женщинам. На актрису впервые обрушился шквал критики.
Следующая роль – в романтической комедийной ленте Марка Захарова «Обыкновенное чудо» – позволила артистке выйти за рамки привычного амплуа трагической героини. По ее словам, она «как бы уже и устала» воплощать образы женщин со сложной личной жизнью. Поэтому роль жены Волшебника (Олег Янковский), придумавшего сказочную историю о любви, она считала подарком судьбы.
В том же году поклонники Купченко могли увидеть ее в исторической картине Кончаловского «Сибириада», удостоенной Гран-при кинофестиваля в Каннах, и в драматической ленте Вадима Абдрашитова «Поворот», где она вновь была экранной женой Янковского.
Кинокритики также отмечали, что в дальнейшей карьере «богини отечественного кинематографа», как ее называли поклонники, уже было не так много ярких киноработ, сопоставимых с ролями, блестяще сыгранными ею на начальном этапе творческой жизни. Среди самых удачных и запоминающихся называлась, прежде всего, роль Бэрил Стэплтон в «Приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей», где ее героиня приходилась главному злодею Джеку (Олег Янковский) то ли женой и соучастницей, то ли заложницей.
Незабываемым для ценителей киноискусства и недооцененным, по мнению критиков, стал дуэт Ирины Купченко и Михаила Ульянова в мощнейшей драматической камерной картине Никиты Михалкова «Без свидетелей», созданной в 1983 по пьесе Софьи Прокофьевой «Беседа без свидетеля».
Главный герой, узнав, что его бывшая жена больше не одинока, грозится рассказать их сыну, что тот не родной, если она не откажется от замужества. Он опасается, что всплывет его давний неблаговидный поступок (анонимка на потенциального жениха, его бывшего друга) и пострадает карьера. Женщина жертвует личным счастьем ради сына и, видя, что бывший муж превращается в чудовище (актеру постепенно наращивали клыки), запирается от него в чулане.
В 1985 на экраны была выпущена историческая драма Юлия Карасика о гражданской войне «Берега в тумане». Актриса сыграла в ней роль поэтессы-эмигрантки Скаржинской. Ее партнерами по съемочной площадке выступили Леонид Филатов, Анатолий Кузнецов, Николай Олялин.
Спустя год вышла комедийная мелодрама «Одинокая женщина желает познакомиться» украинского режиссера Вячеслава Криштофовича. Ирина блистательно воплотила в ней роль Клавдии, получив приз на Международном кинофестивале в Монреале. Здесь ее 43-летняя героиня – вполне успешная женщина, сумевшая добиться в жизни всего самостоятельно (большая квартира, хорошая работа). В минуту отчаяния она расклеила в городе брачные объявления. Откликнувшегося на них алкоголика и инвалида (Александр Збруев) она вначале презирала, считала ничтожеством, но со временем он вызвал у нее сострадание – синоним любви.
Я часто играла в кино одиноких женщин. Видимо, потому режиссёр и пригласил меня на роль Клавдии. Этой ролью я, как тогда писали, „Закрыла тему“.Тогда же артистка сыграла ключевую роль княгини Вяземской в исторической картине о Пушкине «Последняя дорога», снятой Леонидом Менакером. В звездный актерский ансамбль ленты входили такие коллеги Ирины, как Александр Калягин, Андрей Мягков, Сергей Жигунов. Помимо этого, она появилась в небольшой роли дамы на приеме у адвоката в телесериале «Жизнь Клима Самгина», созданном по одноименному роману Горького. Главных персонажей в нем играли Андрей Руденский, Елена Соловей, Армен Джигарханян.
В знаменитой трагикомедии 1987 года «Забытая мелодия для флейты» Эльдара Рязанова артистка воплотила сложный и многогранный образ жены главного персонажа, ударившегося во все тяжкие (Леонид Филатов). Ее состоятельная, но нелюбимая и несчастная героиня готова была на все, лишь бы вернуть мужа – на угрозы, на шантаж и на прощение.
Творчество в ХХI веке
В 2000 актриса появилась в другой трагикомедии отечественного киноклассика Рязанова – «Старые клячи», где перевоплотилась в одну из главных героинь – кандидата наук Анну. Она, как и ее подруги: Любовь (Лия Ахеджакова), Лиза (Людмила Гурченко) и Маша (Светлана Крючкова), не лучшим образом смогла приспособиться к жизни после распада СССР – работала на мойке автомобилей. Но когда Люба, потеряв единственного сына, лишилась еще и квартиры, женщины отважились на решительные действия, чтобы восстановить справедливость.
В новом тысячелетии артистка продолжала активно сниматься, часто сразу в нескольких проектах. В начале 2001 вышла рождественская романтическая мелодрама «Приходи на меня посмотреть», снятая по пьесе Надежды Птушкиной «Пока она умирала» Михаилом Аграновичем и Олегом Янковским (он же исполнил заглавную мужскую роль). Купченко сыграла интеллигентную старую деву, решившую порадовать напоследок «умирающую» мать (Екатерина Васильева) устройством своей личной жизни. Когда к ним в дверь по ошибке постучал незнакомец, она уговорила его сыграть роль ее жениха, а в итоге и на самом деле обрела долгожданное счастье.
Спустя год с ее участием вышла драма «Подмосковная элегия» (экранизация одноименной пьесы). В 2003 Купченко появилась в трех кинопроектах, включая военно-мелодраматическую ленту Станислава Говорухина «Благословите женщину» (по повести «Хозяйка гостиницы») и телесериал «Любовь императора» (по книге «Хроника любви и смерти»), где она предстала в образе императрицы Марины Александровны.
Особенно важной для себя Ирина Петровна считала работу в документальном сериале об истории РПЦ «Земное и небесное». Она снялась в его последней серии «Спаси и сохрани», выпущенной на экраны в 2004 и посвященной жизни церкви в непростые советские времена. В том же году она вошла в актерский ансамбль российско-украинской мелодрамы «Ночь светла» (получив номинации на «Нику» и премию «Золотой орел» за лучшую роль второго плана) и сериала «Московская сага».
В 2010-2014 гг. поклонники могли видеть любимую артистку в одной из ключевых ролей, матери врача Самойловой (Ольга Будина), в сериале «Земский доктор». Она играла также в продолжениях этого популярного проекта.
В 2019 в прокат вышел сиквел этой ленты под названием «Последнее испытание», где ее героине пришлось искать общий язык уже не с учениками, а с настоящими террористами. В тот же период Купченко сыграла роль квартирной хозяйки главного персонажа (Максим Суханов) в социальной драме «Волшебник».
Театр
В 1970 году, сразу после окончания театрального училища, Ирина Петровна стала актрисой театра имени Вахтангова, оставаясь верной ему уже более 45 лет. На его сцене она сыграла около десятка ролей, включая дебютную роль Октавии в спектакле «Антоний и Клеопатра», роли донны Анны в «Каменном госте» и невестки Генриха IV в «Ричарде III».
Периодически актриса участвовала в постановках других столичных театров, демонстрируя готовность к экспериментам. Так в 1998 она приняла предложение о сотрудничестве от Петра Штайна и сыграла Гертруду в «Гамлете», поставленном немецким режиссером на сцене Театра Российской армии. Принца датского в этом спектакле играл Андрей Миронов, а циничного злодея Клавдия – Александр Феклистов.
В 2001 актриса получила массу восторженных рецензий на свою работу (роль Роксаны) в спектакле «Сирано де Бержерак», поставленном Владимиром Мирзоевым на Вахтанговской сцене. В его трактовке пьеса Эдмона Ростана превратилась, по мнению критиков, из героической комедии в античную трагедию, полную убийственной иронии. А образ Роксаны из второстепенного стал одним из ключевых.
В 2013 на родной сцене актриса сыграла «Сон Татьяны» в премьерном показе спектакля «Евгений Онегин», где режиссер Римас Туминас представил свое видение хрестоматийного произведения. Постановка, построенная полифонично, музыкально и эмоционально, была отмечена рядом наград, включая «Золотую маску», и удостоилась высокой оценки критиков как на родине, так и за рубежом. Спектакль был показан в рамках мирового турне, начавшегося на родине режиссера, в Литве, и продолжилось в Санкт-Петербурге, в столицах Франции, Великобритании и в других крупнейших городах (Торонто, Бостон, Нью-Йорк).
В 2019 году артистка сыграла заглавную роль в спектакле «Суббота, воскресенье, понедельник», созданном по пьесе Эдуардо де Филиппо директором венецианского Театра Стабиле дель Венето Лукой де Фуско. Он заявил в интервью, что очень доволен работой русских артистов, и добавил, что хочет поставить с Купченко чеховский «Вишневый сад».
В том же году народная артистка была удостоена премии «Бродский на Искье» за укрепление связи между РФ и Италией.
Волевой характер и потрясающее трудолюбие помогают актрисе быть постоянно востребованной. И ее внешность, и ее потаенная сущность помогают ей создавать убедительные образы разноплановых героинь и пользоваться неизменным успехом у режиссеров и зрителей.
Купченко твердо убеждена: «Актерскую форму поддерживать надо затем, чтобы работать. Нужно все время играть».Она по-прежнему служит в Вахтанговском театре: зрители осаждают кассы, когда на сцене ставят «Пристань» или «Последние луны» – спектакли, в которых роли Купченко отличаются особой пронзительностью и самобытностью.
Что сказать, Ирина Петровна Купченко – актриса на все времена...
Личная жизнь Ирины Купченко
Актриса более 45 лет была замужем за своим коллегой Василием Лановым, известным киноактером и актером театра им. Вахтангова. У обоих на момент знакомства уже были неудачные отношения.Партнерами актрисы по съемкам нередко были интересные мужчины, и ей часто приписывали с ними несуществующие романтические отношения, к примеру, с Олегом Янковским. Но, как оказалось, в ее жизни все же был знаменательный роман. Высокое чувство любви вспыхнуло между ней и известным ловеласом Андреем Кончаловским во время съемок фильма «Дворянское гнездо».
Роль Лизы стала для нее не только поистине знаковой в карьере, но и принесла большие перемены в личной жизни. Об этом стало известно только в 1999 году после выхода книги режиссера «Возвышающий обман», где он откровенно описал их отношения.
Пикантность ситуации заключалась еще и в том, что он в то время был женат на актрисе Наталье Аринбасаровой и воспитывал 3-летнего сына. Помимо этого, партнершей Ирины Петровны по съемкам в картине была другая пассия Андрея Сергеевича – польская актриса Беата Тышкевич, игравшая Варвару, жену Лаврецкого. Но роман юной актрисы с режиссером был довольно кратким – к концу работы над картиной они решили остаться друзьями.
У Василия Ланового за плечами было два трагичных брака. Первая жена, Татьяна Самойлова, сделала подпольный аборт и больше не могла иметь детей; вторая, Тамара Зяблова, погибла в автокатастрофе, корда носила под сердцем их ребенка. Переживая личное горе, Лановой ушел в работу. Через несколько лет на сцене театра Вахтангова он познакомился с Ириной Купченко.
Поначалу театральные кумушки пророчили паре скорое расставание: во-первых, у них была серьезная разница в возрасте – 14 лет; во-вторых, Лановой славился своей влюбчивостью, что совсем не подходило нравственно цельной Купченко. Поначалу трения действительно возникали, причем довольно часто, так что однажды дело чуть ли не дошло до окончательного разрыва. Однако вскоре у пары появились два сына, о которых Лановой просто мечтал и очень радовался их рождению, – это сцементировало отношения супругов на всю оставшуюся жизнь.
Старший сын Александр – выпускник исторического факультета МГУ, родился в 1973 году, получил имя в честь Пушкина. В 2018 году он впервые женился – на 27-летней девушке по имени Ирина.
Его младший на 3 года брат Сергей оказался единственным выжившим при родах близнецом. Имя он получил в честь Есенина. Окончил экономмфак МГУ, после чего работал в Министерстве финансов РФ. По слухам, он отличался сложным характером, дважды был женат.
В 2013 году Купченко и Лановой пережили страшное горе: от острого сердечного приступа, вызванного алкоголем, умер их младший сын. В то время Ирина Петровна и Василий Семенович находились на гастролях в Краснодаре. Лановой сумел заставить себя выйти на сцену: он играл главную роль и не имел права сорвать спектакль. А Купченко в тот день так и не появилась перед зрителями...
У Сергея осталась внебрачная дочь Аня – от женщины по имени Жанна, уроженки Архангельска. Бабушка и дедушка опекают малышку – девочка гостит у них каждое лето.
Ирина Купченко сейчас
После долгих месяцев изоляции из-за пандемии коронавируса в августе 2020 театр имени Вахтангова отправился в тур, организованный в рамках проекта Минкультуры России «Большие гастроли». В его ходе прошло 15 показов девяти спектаклей. В частности, в Кемерово был представлен спектакль Туминаса «Евгений Онегин» с участием актрисы и ее коллег: Сергея Маковецкого, Виктора Добронравова, Людмилы Максаковой.
В сентябре состоялось торжественное открытие 100 сезона Вахтанговского театра. Его начало ознаменовало и юбилейную полувековую дату творческой деятельности Ирины Петровны в знаменитом храме искусства. На сборе труппы, где подводились итоги прошедшего сезона и озвучивались планы на предстоящий, актриса, по словам журналистов, была, как всегда, прекрасна и улыбалась неразгаданной улыбкой Джоконды.
В самом начале 2021 года супруги-актеры почувствовали себя плохо. Анализы показали коронавирус, но если Ирина чувствовала себя не так плохо, то ее мужа 2 января госпитализировали. Он заболел, хотя сданный 31 декабря тест на антитела показал большое их количество. 8 января стало известно, что лечение дает плоды, и Лановому стало лучше, однако 28 января артист попал в реанимацию в тяжелом состоянии. Болезнь стремительно взяла своё – тем же днем он пережил клиническую смерть, а поздним вечером ушел из жизни.
Лучшие фильмы
- 2018: «Последнее испытание»
- 2015: «Училка»
- 2013: «Жить дальше»
- 2010: «Земский доктор»
- 2009: «Дом на Озерной»
- 2007: «Трое и Снежинка»
- 2007: «Кука»
- 2004: «Московская сага»
- 2003: «Благословите женщину»
- 2000: «Старые клячи»
- 2000: «Приходи на меня посмотреть»
- 1987: «Забытая мелодия для флейты»
- 1987: «Одинокая женщина желает познакомиться»
- 1983: «Без свидетелей»
- 1981: «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей»
- 1978: «Обыкновенное чудо»
- 1977: «Отпуск в сентябре»
- 1975: «Чужие письма»
- 1975: «Звезда пленительного счастья»
- 1974: «Романс о влюбленных»
- 1970: «Дядя Ваня»
Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter