Биография Людмилы Чурсиной
Людмила Чурсина – народная артистка СССР, звезда театра и кино, одна из первых красавиц советского кинематографа. Первый ошеломительный успех ждал актрису после фильма «Донская повесть», где она сыграла Дарью. Участие в картинах «Виринея» и «Угрюм-река» принесло Чурсиной премию имени братьев Васильевых.
Сама Одри Хепберн вручала Людмиле Гран-при на международном кинофестивале в Сан-Себастьяне за лучшую женскую роль в картине «Журавушка». Ей предлагали контракт на съемки в пятнадцати картинах Голливуда, но актриса отказалась. Сейчас называет то решение собственной глупостью, но ни о чем не сожалеет.
Детство и юность
Людмила родилась летом 1941 года в семье Геновефы и Алексея Чурсиных. Отец, Алексей Федорович, был кадровым военным, служил в Риге. В первые же дни войны он ушёл на фронт, а его беременная жена Геновефа Иосифовна отправилась к родне в Великие Луки. Роды начались в пути, под посёлком Груздово. Рожать пришлось в военной палатке. Военные шутили: вот нашла время и место.
На следующий день началось отступление, территорию бомбили немецкие самолёты. Люди бросились врассыпную, в суматохе новорожденную потеряли. Мама пошла искать дочку и услышала тихий писк на картофельном поле. Там, в картошке, присыпанная землей, лежала маленькая Людочка.
После той бомбежки их эвакуировали в Сталинабад (ныне Душанбе), где девочку оформили официально. Первое детское воспоминание малышки – аромат немного подгоревшей манной каши у соседей, который разносился по всей коммуналке. В одном из интервью актриса признавалась, что всегда передерживает манную кашу на плите, чтобы снова ощутить запах детства.
Лишь в 1946 году Алексей Федорович (он выжил на фронте и прожил долгую жизнь, умерев в 2006 году) отыскал свою семью и перевез ее на новое место службы, в Грузию. Вскоре у девочки появилась младшая сестра Лина.
О своих родителях Чурсина рассказывала позже:
Папа как военный с утра до ночи. Мама пыталась совмещать работу. Потом родилась сестра Лина в Тбилиси, она на девять лет младше меня. И мама пыталась как-то нас воспитывать. Стоит машинка…Я помню, как она что-то перешивала из своего платья мне, из моего платья – сестре, все шло по наследству. Папа был строгий. Ну не то что строгий… Он уставал, и конечно ему хотелось, чтобы дети тоже строились дома. Мне часто попадало. …когда новое купленное пальто я где-то хулиганя разрывала, возвращаться домой было страшно.До шестого класса Люда росла девочкой озорной, куклы ее интересовали мало. Она всегда была заводилой в дворовой компании, дралась наравне с мальчишками. На ногах до сих пор имеются шрамы от кирпичей, которыми бросались друг в друга дети. В тбилисской школе интереса к учебе у Чурсиной не возникало, а уж поведение обсуждалось почти на каждом родительском собрании, даже ставился вопрос о ее исключении из школы.
Когда отца перевели в Батуми, Люде было 13 лет. В этот период она заинтересовалась музыкой, два с половиной года училась в музыкальной школе. Подтянула и учебу, увлеклась геометрией и физикой. Помимо того, по ее инициативе был создан литературный кружок, а еще у девочки обнаружился художественный талант.
Вскоре вся семья перебралась в гарнизон на Камчатке, который располагался возле Авачинской сопки, а после все жили на Чукотке, неподалеку от Бухты Провидения. Чурсина хорошо запомнила ящики с китайскими яблоками, которые выгружались прямо в снег возле гарнизона.
…я смотрела фильм «Большой вальс». И конечно эти шляпы… Все это, как у любой девчонки вызывало интерес. И я вдруг стала иногда, бывая дома одна, организовывать декольте, себя рассматривать внимательно. Нет, мне хотелось другие глаза, другой нос, все другое. Мне казалось, что у меня очень огромные руки, длинные, длиннее, чем у человекоподобных обезьян.После школы она за компанию с подружкой решила попробовать поступить в театральные вузы – ВГИК, Щукинское училище и ГИТИС. И была принята во все три! А ведь девушка собиралась поступать в авиационный институт.
Она предпочла «Щуку» и стала учиться на курсе Леонида Шихматова. Людмила признавалась, что студенткой она была проблемной, разговаривала с грузинским акцентом – пришлось заново учиться разговаривать на «сценическом» русском. После второго курса она даже собиралась бросить институт, но ее вызвал на разговор ректор Борис Захава и переубедил. В 1963 году Чурсина окончила вуз с красным дипломом.
Творческий путь
К окончанию училища Чурсина успела поработать в кино и стать известной. Дебютировав в семейном фильме «Две жизни» (1961), Людмила сразу же попала на съемочную площадку ко Льву Кулиджанову в картину «Когда деревья были большими». Играя Зою рядом с Юрием Никулиным и Василием Шукшиным, начинающая актриса перенимала их жесты, мимику, манеру и стиль поведения.
На третьем курсе Людмилу заметили многие именитые режиссеры. Так, Владимир Фетин пригласил ее на пробы в драму «Донская повесть». Для глубокой и сложной роли казачки Дарьи, которая предала приютивших ее красноармейцев, Чурсина сумела поправиться почти на десять килограммов, как того требовал режиссер.
К завершению съемок в «Повести» актриса заканчивала учебу в вузе и была приглашена Рубеном Симоновым в театр имени Евгения Вахтангова. Актриса сыграла главную роль в постановке «Новые знакомые», затем воплотила леди Анну в «Ричарде Третьем». Режиссер планировал отдать Чурсиной роль Настасьи Филипповны в спектакле «Идиот», но, отработав два года в театре, Людмила уехала в Ленинград, поменяв блестящие перспективы на сцене на большую любовь – а желанную роль сыграла гораздо позже.
Став актрисой «Ленфильма» Чурсина начала много и плодотворно сниматься в кино. Одной из значимых ролей того периода стала Инка-эстонка из криминального детектива Герберта Раппопорта «Два билета на дневной сеанс» (1966). Чтобы как можно лучше изобразить свою героиню-проститутку, актриса наблюдала на вокзалах за представительницами древнейшей профессии, перенимала все, что казалось ей значимым для роли. И хотя режиссер предлагал ей главную роль журналистки, Людмила настояла на том, чтобы играть именно Инку.
Далее Чурсина воплотила на экране образ военврача Тани Кольцовой в драме «Весна на Одере» и члена экипажа звездолета Луму Ласви в фантастической картине «Туманность Андромеды». А в 1968 году на экраны вышли сразу пять фильмов с участием актрисы. В социальной драме «Виринея» она снялась с Анатолием Папановым и Вячеславом Невинным, сыграв главную героиню.
Следом зрители восхищались ее Марфой Луниной в драме «Журавушка» и Анфисой Козыревой в историческом фильме «Угрюм-река». И хотя эти героини кардинально противоположны по характерам и поведению, актриса справилась с обеими ролями блестяще.
«Журавушка» принесла ей международную славу, Гран-при на фестивале в Сан-Себастьяно и приглашение в Голливуд, которое актриса вынуждена была отклонить. А Анфиса из «Угрюм-реки» стала визитной карточкой Чурсиной. Фильм запомнился на десятилетия, и когда в 2020 году на экраны вышла современная адаптация сериала, зрители вздыхали, сравнивая героиню Юлии Пересильд с героиней Чурсиной… И это несмотря на то, что Свердловская киностудия, на которой снимали первую «Угрюм-реку», была очень бедной, и все костюмы перешивали по несколько раз – в том фильме была душа...
В 1969 году 28-летней актрисе присвоили звание Народной артистки РСФСР. Им с мужем выделили крохотную комнатку в коммунальной квартире, а тем временем наступили 70-е, фильмография Чурсиной продолжала пополняться яркими работами. С Василием Лановым она снялась в исторической драме «Любовь Яровая», а с Бориславом Брондуковым – в экранизации романа Ивана Куприна «Олеся».
В совместном проекте СССР, ГДР, Югославии и Болгарии «Гойя, или тяжкий путь познания» актриса снималась вместе с Донатасом Банионисом и Фредом Дюреном, а в «Приваловских миллионах» ее партнерами стали Леонид Кулагин и Владислав Стржельчик. В приключенческом фильме «Схватка» Чурсина появилась в роли инженера-судостроителя Ханны Эккерт, а в социальной драме «Открытая книга» сыграла ученого Татьяну Власенкову.
Она считалась одной из самых красивых актрис той эпохи, хотя в дальнейшем открещивалась от статуса «секс-символа» и символа в принципе:
Все эти «звания» — «советская Мерилин Монро», «звезда», «легенда» и так далее — абсолютно никогда меня не волновали. Знаете, почему? Потому, что так всё это поверхностно и нелепо... Мне кажется, гораздо важнее делать своё дело добросовестно и просто быть честной с собой и со своим зрителем.В 1974 году Людмила снова стала совмещать работу в Ленинградском театре драмы и съемки в кино. На сцене она воплотила образы Лизы Протасовой в «Детях солнца» и Саши Лебедевой в «Иванове», а на экранах появилась в фильмах «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (Екатерина I), «Личное счастье» (Анастасия Дорошина), «Гонка с преследованием» (Клавдия).
Восьмидесятые годы принесли в жизнь Чурсиной переезд в Москву и желанную роль Настасьи Филипповны в спектакле «Идиот» в спектакле Театра Советской армии. В этом театре Чурсина сыграла более десяти ролей. Но первое время ей было очень непросто освоиться в столице:
Я помню, когда я закончила репетицию – как раз у меня еще не было квартиры, я целый год без квартиры была в Москве и жила у своей, в общем, поклонницы, которая стала родственницей. В какой-то коммунальной квартире с забитыми двадцатью комнатами. В одной комнате жила женщина – сумасшедшая, лишившаяся разума, а в другой жила моя Инночка, у которой я жила. Это на Достоевского, дом на капремонт, жуткий подъезд, но это все помогало в репетициях… Все неслучайно.Театралам запомнились ее баронесса Шталь в «Маскараде», Эрнестина Тютчева в «Прощальном свете», Ив в постановке произведения Сомерсета Моэма «Боже, храни короля». Зрители стали ходить «на Чурсину», которая с каждым годом становилась все более востребованной и популярной.
Пронзительной была ее героиня Стефани Абрахамс в спектакле «Дуэт для солистки». Всемирно известная скрипачка, прикованная к инвалидному креслу, ведет беседы с психоаналитиком. Напряженная тишина в зале во время действия на сцене лишь подчеркивала, насколько талантливо играла актриса. В 1981 году Чурсиной присвоили звание народной артистки СССР.
Параллельно с работой в театре на экраны выходили новые картины с участием актрисы. В «Демидовых» Людмила снова появилась в роли Екатерины I, затем сыграла сестер-близнецов Таню и Зою Малининых в фильме «Ювелирное дело», мать Ратибора Анею в исторической драме «Русь изначальная». За роль врача-рентгенолога Светланы Поляковой в приключенческой картине «Досье человека в “Мерседесе”» Чурсина удостоилась премии КГБ. В начале девяностых годов артистка появилась в фильмах «Любовь немолодого человека», «Графиня», «Дело Сухово-Кобылина».
С началом двухтысячных Людмила Алексеевна стала сниматься меньше и в основном появлялась в телесериалах: играла свекровей и матерей главных героев, учительниц и попутчиц. В ее фильмографии появились картины «Надежда уходит последней» (Лидия Михайловна), «Вакцина» (Тамара Галата), «Дом на Английской набережной» (Анна).
Главная роль жесткой владелицы сети салонов красоты Екатерины Власовой досталась актрисе в криминальном фильме «Чисто московские убийства». Сериал о современной российской мисс Марпл имел успех, и в 2019 году вышел второй сезон с участием Чурсиной.
В 2021 году Людмила Алексеевна сыграла Агнессу Ивановну в фильме «Смерть в стиле винтаж» из сериала «Анатомия убийства», в котором главные роли исполняют Дарья Семенова и Андрей Чернышов. Также актриса была занята в спектаклях «Игра на клавишах души» (главная роль была написана специально для нее), «Элинор и ее мужчины», «Этот безумец Платонов» и антрепризе «Супруги Каренины».
Личная жизнь Людмилы Чурсиной
Актриса всегда была окружена поклонниками. В свое время за ней ухаживали Армен Джигарханян и Никита Михалков, а во время учебы в Щукинском училище Чурсиной увлекся преподававший там Владимир Этуш. Его чувства были так сильны, что он собирался развестись с женой и жениться на Людмиле. В дело вмешалась партийная организация вуза, Этушу пришлось выбирать: карьера и семья или роман с красавицей-студенткой. Артист выбрал первое.
Вскоре Чурсина пришла на съемочную площадку «Донской повести», где познакомилась с режиссером Владимиром Фетиным. Их отношения развивались постепенно. По словам актрисы, это была большая любовь, о которой пишут романы. Она жила в Москве, он – в Ленинграде, они писали друг другу длинные письма и использовали любые лазейки, чтобы чаще видеться.
В 1964 году пара поженилась и Людмила переехала к мужу в Ленинград. Режиссером Фетин был блестящим, но в быту оказался совершенно беспомощным. Но даже не это стало причиной, по которой актриса 13 раз пыталась уйти от супруга.
Приезжая с очередных съемок, она раз за разом заставала Владимира в алкогольном запое. Поначалу Чурсина пыталась спасти режиссера от пагубной привычки, даже садилась с ним выпивать в надежде на то, что его это испугает. Все было тщетно. Собственное бессилие опустошало Людмилу, однажды актриса решила уйти из жизни. Ее спас проезжавший мимо моста таксист. В 1981 году она подала на развод.
Нельзя сказать, что они расстались врагами. Людмила переживала за мужчину, которого так когда-то любила. Когда он попал в аварию из-за пристрастия к алкоголю, помогала ему с врачами. В одном из интервью Чурсина вспоминала мистическую историю: она ехала на поезде в Ленинград, и внезапно ее руки и ноги похолодели. Засыпая, она подумала: «Как там Володя?». На следующий день она узнала, что именно в те минуты Фетина не стало, и умирая, он проговорил дежурящему у постели другу ее имя.
В 1983 году Чурсина вышла замуж за океанолога Владимира Залитиса, полную противоположность первого супруга. Он не пил в принципе, был очень заботливым, надежным мужчиной. От этих отношений у Людмилы остались самые тёплые воспоминания, вот только продлились они недолго. После двух лет брака она поняла, что они с Владимиром абсолютно разные люди. Она была поглощена съемками, он – экспедициями… Кроме того, Людмила честно призналась себе, что не готова для семейной жизни, хотя с детства мечтала, что у нее будет большой дом, муж, дети…Жизнь вносила свои коррективы.
Сын бывшего генсека, дипломат, оказался внимательным и интересным собеседником, в котором женщина разглядела израненную одинокую душу. В 1987 году пара поженилась. Но совместная жизнь складывалась непросто – оба были людьми с характером.
Игорь Юрьевич ревновал супругу, иногда срывался, выпивал. В какой-то момент его здоровье пошатнулось, он стал принимать лекарства, не отказываясь от алкоголя. Несколько раз Чурсина пыталась уйти, но чувство долга возвращало ее обратно – оставить больного мужа она не могла.
Однажды, возвратившись домой после временной разлуки, она увидела чужие вещи. В их дом явилась бывшая жена Игоря – Татьяна Квардакова, решившая, что Людмила ушла навсегда. Любовный треугольник рассыпался в 1991 году. Людмила ушла от Игоря, а тот воссоединился с Татьяной.
Чурсина решила, что на семейные грабли больше наступать не будет. Несмотря на то, что ни в одном из браков у нее не появилось детей, Людмила Алексеевна не чувствует себя одинокой. Ее семьей стала семья племянника Алексея, с которой актриса очень дружна. «Мне всегда было о ком заботиться», – отвечает Людмила на вопросы о детях.
Людмила Чурсина сейчас
Несмотря на почтенный возраст, актриса продолжает работать в театре, снимается в кино. В 2021 году она была занята на съемках фильма «Чудотворная». По сюжету икона Богоматери загадочным образом попадает в семью старообрядцев из Сибири. Известно только, что в XVII веке она была похищена из дома крупных промышленников и купцов Морозовых.
Также Чурсина приняла участие в XII онлайн-фестивале «Дубль дв@», где появилась в роли знаменитой артистки, посвятившей жизнь и все, что для других является ее смыслом, искусству. На фестивале она была удостоена почетного приза «За выдающийся вклад в киноискусство». В этом же году народная артистка была награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени.
Интересные факты
- В студенческие годы Людмила Чурсина вместе с Элеонорой Шашковой (сыгравшей впоследствии жену Штирлица) пошли работать уборщицами в Щукинском училище. Вставали в пять утра, приезжали с улицы Трифоновской на Старый Арбат, убирали аудитории. Затем отправлялись в душ и к девяти часам уже были на занятиях, бодрые и свежие.
- Перед съемками «Донской повести» Людмилу познакомили с ее партнером, Евгением Леоновым. Первыми словами актера были: «Как же я с этой жердевой сниматься буду?». На что Чурсина посоветовала ему заказать скамеечку. Леонов однажды «отомстил» ей за эту скамеечку: для одного из эпизодов вырыл яму и предложил Людмиле встать в нее, чтобы быть ниже его ростом.
- С фильмом «Донская повесть» Чурсина отправилась на первый в своей жизни зарубежный кинофестиваль, проходивший в индийском Нью-Дели.
- В 28 лет Людмила стала самой молодой народной артисткой РСФСР, минуя традиционное звание заслуженной, а в сорокалетнем возрасте стала народной артисткой Советского Союза.
- Съемки постельной сцены из фильма «На гранатовых островах» проходили в Хаммеровском центре Москвы. Стоимость номера – запредельная, снимать надо было быстро. Партнер – молодой актер Александр Михайлов – опаздывал. И вдруг в номер влетает какой-то мальчик в халате и ныряет под одеяло. Чурсина вспоминала, что было дальше: «Тебя как зовут?» – «Саша…» – «А меня тетя Люда». «Советскую эротику» сняли вовремя, смета не пострадала.
Важные события в жизни
- 1959 год: поступила в театральное училище имени Бориса Щукина.
- 1961 год: дебютировала в фильме «Две жизни».
- 1963 год: принята на службу в театр имени Евгения Вахтангова.
- 1964 год: снялась в фильме «Донская повесть». Вышла замуж за режиссера Владимира Фетина.
- 1965 год: стала актрисой киностудии «Ленфильм».
- 1968 год: снялась в фильме «Журавушка».
- 1969 год: признана лучшей актрисой года по опросу издания «Советский экран». Удостоена премии МКФ в Сан-Себастьяне за лучшую женскую роль в фильме «Журавушка». Удостоена звания народной артистки РСФСР.
- 1970 год: удостоена премии имени братьев Васильевых за роли в фильмах «Виринея», «Журавушка» и «Угрюм-река».
- 1974 год: стала актрисой Ленинградского театра драмы имени Александра Пушкина.
- 1981 год: удостоена звания народной артистки СССР. Развелась с Владимиром Фетиным.
- 1983 год: вышла замуж за океанолога Владимира Залитиса.
- 1985 год: развелась с Владимиром Залитисом.
- 1986 год: удостоена премии КГБ за роль в фильме «Досье человека в “Мерседесе”».
- 1987 год: вышла замуж за дипломата Игоря Андропова.
- 1989 год: награждена орденом Дружбы народов за заслуги в укреплении культурных связей с Республикой Афганистан.
- 1991 год: развелась с Игорем Андроповым.
- 1993 год: снялась в фильме «Кодекс бесчестия».
- 2000 год: награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
- 2005 год: награждена орденом имени Михаила Ломоносова.
- 2009 год: удостоена приза МКФ «Бригантина» за лучшую женскую роль в фильме «Осенние цветы».
- 2011 год: награждена орденом Почета.
- 2012 год: удостоена премии имени Андрея Миронова «Фигаро» в номинации «За служение театральному Отечеству».
- 2016 год: удостоена премии Минобороны РФ в номинации «Театральное искусство».
- 2017 год: награждена дипломом театрального фестиваля «Перекресток» за роль в спектакле «Супруги Каренины».
- 2019 год: награждена дипломом имени Людмилы Лозицкой «За сохранение русской классики на отечественной сцене».
- 2021 год: награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени. Отметила 80-летие
Лучшие фильмы
- 2018: «Чужая кровь»
- 2015: «Иерей-Сан: Исповедь самурая»
- 2013: «Людмила»
- 2012: «Преступление по наследству»
- 2012: «Синдром дракона»
- 2012: «И отцы, и дети»
- 2011: «Закрытая школа»
- 2009: «Осенние цветы»
- 1994: «Хаги-траггер»
- 1981: «Факты минувшего дня»
- 1970: «Любовь Яровая»
- 1968: «Угрюм-река»
- 1968: «Щит и меч»
Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter