Биография Монтсеррат Кабалье
Монтсеррат Кабалье – величайшая оперная певица современности, La Superba – «превосходная», как называли ее любители музыки. Любовь и гордость Испании, она подарила своему родному городу бессмертный гимн «Барселона», исполнив его в дуэте с Фредди Меркьюри. Девочка из бедной семьи сумела получить высшее академическое образование и покорить лучшие мировые оперные сцены. Став богатой и знаменитой, она не забыла про помощь, оказанную ей меценатами, и сама стала поддержкой и опорой для многих молодых талантов.Детство и юношеские годы
Будущая оперная дива родилась в Барселоне в бедной каталонской семье. Девочку назвали Мария де Монтсеррат Вивиана Консепсьон Кабалье-и-Фольк – в честь Святой девы Марии и горы Монтсеррат, дорогой сердцу каждого испанца. Отец, Карлос Кабалье, работал на химическом заводе, мать, Анна Фольк, подрабатывала прислугой в зажиточных домах.Время было тяжелое – в Испании полыхала гражданская война, от которой их многие родственники бежали в Советский Союз. Семья жила очень бедно, на столе часто не было ничего, кроме хлеба и жареного лука. Монтсеррат и ее брату Карлосу приходилось подрабатывать, чтобы помочь родителям. Девочка кроила платки на швейной фабрике и во время работы напевала любимые оперные арии, услышанные на отцовских пластинках. По выходным и праздникам юная певица устраивала для родных и соседей настоящие концерты, особенно хорошо ей удавались арии из «Мадам Баттерфляй». Уже тогда она знала, что станет знаменитой артисткой и не раз говорила об этом своим близким.
Слухи о талантливой девочке с удивительным голосом дошли до Эугении Кеммене, преподавательницы вокала в знаменитой барселонской консерватории «Лисео». Она прослушала Монтсеррат и пришла в восторг от ее уникальных природных данных. Но чтобы учиться, необходимы были деньги, которых у родителей не было. Тогда дядя Монтсеррат посоветовал обратиться к чете Бертран, богатым барселонским меценатам, которые очень любили искусство. Услышав пение Монтсеррат, они тут же согласились взять на себя все расходы по обучению. Так у девочки из бедной семьи появилась возможность брать уроки у синьоры Кеммене, лучшего педагога по вокалу в Испании. В прошлом Эугения была чемпионкой по плаванью и разработала уникальную методику, в основу которой легли упражнения по укреплению мышц торса и диафрагмы. На протяжении всей жизни Кабалье выполняла эту дыхательную гимнастику, благодаря чему ее голос до глубокой старости не утратил свою мощь и чистоту.
Первые шаги к славе
Монтсеррат училась в консерватории десять лет и окончила ее с отличием в 1954 году. Два года она пела в барселонском Гран Театро дель Личео, принадлежавшем ее благодетелям, а в 1956 году решила отправиться в Рим. Но покорить знаменитую итальянскую сцену Кабалье тогда не удалось. На прослушивании ей заявили, что с такой тучной фигурой девушке следует выйти замуж и рожать детей, а не выступать в театре. Но не бывает худа без добра, и в скором времени девушку пригласили в швейцарский Базель. В местном театре Монтсеррат дебютировала в роли Мими в опере Пуччини «Богема». Успех испанской певицы превзошел все ожидания, и перед нею открылись двери других театров. Импресарио стал ее брат Карлос, поклявшийся, что больше никому не позволит обижать свою сестру.За десять лет Кабалье завоевала лучшие оперные сцены Европы, выступала в Бремене, Милане, Вене, Париже и Лиссабоне. На родине ее прозвали «Дама Изабелла Католическая» и каждый раз встречали с королевскими почестями.
Расцвет
В 1965 году к певице пришла мировая известность – Монсеррат пригласили в нью-йоркский Карнеги-холл исполнить главную партию в опере Доницетти «Лукреция Борджиа». Ей представилась возможность заменить легендарную американскую оперную диву Мэрилин Хорн, которая была на седьмом месяце беременности и не очень хорошо себя чувствовала. Перед выходом на сцену Кабалье так нервничала, что чуть не сломала каблук. Она боялась, что от волнения у нее пропадет голос, но все прошло отлично и в конце спектакля зрители устроили испанской певице получасовую овацию. Ночью Монтсеррат в отель позвонила Мэрилин Хорн, которая была в восторге от ее выступления и предрекла ей великое будущее. Так и случилось – на следующий день все мировые газеты написали о рождении новой оперной звезды. В этом же году объявила о завершении своей карьеры легендарная Мария Каллас, которая не раз заявляла, что Монтсеррат не имеет равных в оперном мире. Перед своей смертью Каласс отправила Кабалье серьги, подаренные ей режиссером Лукино Висконти. Таким образом она еще раз выразила восхищение ее уникальным талантом и благословила занять трон оперной королевы.Одна из лучших работ Кабалье – партия Нормы в одноименной опере Винченцо Беллини. Исполнение Монтсеррат было настолько фантастическим, что администрация театра «Ла Скала» двадцать лет не решалась предложить эту роль другой певице. С этой постановкой испанская певица впервые посетила Советский Союз, где имела возможность встретиться со своими родственниками, которых не видела с раннего детства. Во время этих гастролей Кабалье познакомилась и с Еленой Образцовой и другими звездами русской оперной школы. Монтсеррат выступала с оркестрами Леонарда Бернстайна, Герберта фон Караяна, Георга Солти и других прославленных дирижеров. Ее партнерами были лучшие теноры мира - Хосе Каррерас, Пласидо Доминго и Лучано Паваротти. Испанка охотно шла на творческие эксперименты и выходила на сцену с исполнителями, далекими от академического оперного искусства. В Америке она пела с Фрэнком Синатрой и Майклом Болтоном, в Италии – с Аль Бано, в Греции записывала композиции с исполнителем электронной музыки Вангелисом. В конце 90-х певица выпустила совместный альбом с музыкантами швейцарской рок-группы «Gotthard». Шедевром мировой музыки стала песня «Барселона», исполненная в дуэте с лидером группы «Queen» Фредди Меркьюри. Рок-музыкант был страстным поклонником творчества Кабалье и преклонялся перед ее талантом. Брат Монсеррат и по совместительству ее импресарио знал об этом, и когда мэр Барселоны предложил оперной диве принять участие в подготовке к Олимпийским Играм, подкинул идею выступить с Меркьюри. Познакомившись с Фредди лично, певица была очарована его талантом и профессионализмом. Меркьюри лично написал музыку и текст к будущему гимну Барселоны и навсегда покорил сердце горячей испанки своей музыкальной образованностью и любовью к искусству. Композиция получилась такой совершенной, что вдохновила создателя на написание одноименного альбома, который вышел в свет осенью 1987 года. К сожалению, до открытия Олимпиады Фредди не дожил, а Монсеррат отказалась выходить на сцену без своего партнера. Песня прозвучала в записи и с тех пор стала не только гимном Барселоны, но и всей Каталонии. «В живую» Кабалье ее больше никогда не исполняла, таким образом отдав дань своему незаменимому другу и партнеру, который навсегда остался в ее сердце. Отечественным любителям оперной музыки хорошо запомнились совместные выступления испанской дивы с Николаем Басковым, которому в начале 2000-х она давала мастер-классы вокального мастерства. Басков не раз бывал у нее дома и даже пробовал ухаживать за дочерью примы. Кабалье прочила российскому тенору большое будущее и шутливо замечала, что ее собаки ни одному ученику так старательно не подпевали, как Николаю. Монтсеррат не ошиблась, Басков действительно стал звездой, правда, не оперной, а эстрадной сцены. Венцом его академической карьеры стали юбилейные концерты по городам России, приуроченные к 30-летию певца. В них участвовали Монтсеррат и ее дочь Марти, звучали арии из мюзикла «Призрак оперы» и знаменитые «К памяти Карузо» и «Аве Мария», исполненные в дуэте с легендарной примой. В благодарность Николай подарил Кабалье и ее дочери шикарные меховые шубы, которые обошлись ему в пятнадцать тысяч долларов.
Личная жизнь Монтсеррат Кабалье
Своего будущего мужа, испанского тенора Марти Бернабе, Монтсеррат впервые увидела в 1962 году на сцене барселонской Лас-Аренас. Он ей понравился, и когда спустя несколько месяцев партнер Кабалье по спектаклю «Мадам Баттерфляй» заболел, прима предложила заменить его Марти. На первом выступлении Бернабе вел себя робко и неуверенно – ему не хватило времени для подготовки. Но на втором спектакле он показал себя во всей красе: прямо на сцене заключил партнершу в пылкие объятья, наградив ее страстным поцелуем. Кабалье была польщена и разгневана одновременно – этот мужчина вызвал в ее душе бурю эмоций, которых она раньше не испытывала. Они начали встречаться, ходили в рестораны, подолгу разговаривали друг с другом по телефону. Бернабе жениться не спешил – его устраивали и свободные отношения, но Монтсеррат была воспитана в строгих католических традициях и ясно дала понять, что они или женятся, или расстаются. В январе 1964 году Марти попросил у родителей певицы руки их дочери, а спустя несколько дней прямо во время спектакля вручил ей заветное кольцо. Венчание состоялось 14 августа в церкви знаменитого монастыря Монтсеррат, главной святыни Каталонии. По дороге у невесты сломалась машина, и певице пришлось добираться в храм на грузовике для перевозки скота. Из-за этого она опоздала к началу свадебной церемонии, но это обстоятельство никак не повлияло на ее дальнейшую счастливую семейную жизнь. Через год после свадьбы состоялось знаковое для Кабалье выступление в Карнеги-холле, которое сделало ее мировой знаменитостью. Но семья всегда оставалась для оперной дивы на первом месте, ради детей и мужа она в любой момент могла отменить спектакль, несмотря на недовольство организаторов и огромные денежные неустойки. Кабалье прожила со своим мужем 54 года, до последних дней, воспитала сына Бернабе и дочь Монтсеррат, которая, как и мать, стала оперной певицей.Болезнь и смерть
В молодости певица попала в серьезную автокатастрофу, после которой ее буквально собирали по частям. Долгие месяцы оперная дива вынуждена выходить на сцену на костылях и в специальном ортопедическом корсете, для чего ей шились просторные костюмы с огромными рукавами. В массовке постоянно присутствовали переодетые медсестры, готовые в любой момент подхватить оступившуюся диву. Но хуже всего, что в результате аварии был поврежден участок головного мозга, который отвечает за липидный обмен, и Кабалье стала резко поправляться. До конца жизни певица вынуждена была придерживаться специального рациона, который преимущественно состоял из фруктов, овощей, зелени и злаков. Лишний вес спровоцировал целый букет и других болезней – в 1992 году у нее был диагностирован рак, с которым Кабалье удалось успешно справиться с помощью лучших специалистов в этой области. По рекомендации врачей Монтсеррат уменьшила физические нагрузки и предпочла сольные выступления театральной деятельности. Последние десять лет у Кабалье начались проблемы с опорно-двигательным аппаратом – она несколько раз падала и ломала то руку, то ногу. В 2012 году у нее случился микроинсульт, после чего прима стала передвигаться в инвалидной коляске. В 2018 году певица отметила свое 85-летие, посетила Киев, Москву и вместе с дочерью и внучкой выступила в Кремлевском дворце. Накануне этого концерта Монтсеррат пришла в гости к Ивану Урганту и поделилась ближайшими планами на будущее. К сожалению, им не удалось воплотиться в жизнь. В середине сентября здоровье оперной дивы резко ухудшилось, у нее диганостировали проблемы с мочевым пузырем и забрали в госпиталь Сан Пау в Барселоне. Сообщалось, что угрозы жизни нет, что певица идет на поправку, но потом ей стало хуже. 6 октября 2018 года Кабалье скончалась в больничной палате. Родственники отказались обнародовать причины ее смерти.Великую дочь испанского народа похоронили на кладбище Сант-Андреу рядом с могилами родителей. В церемонии прощания приняли участие королева Испании Летиция и премьер-министр страны Педро Санчес.
Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Узнай Всё
Санкт-Петербург, 2-я Красноармейская ул., д. 7/4, литера А, помещ. 2-н, часть пом. № 11
+7 931 269 84 49