Биография Натальи Варлей
Наталья Варлей – советская и российская театральная и киноактриса, поэт. В прошлом артистка цирка. Заслуженная артистка РСФСР, лауреат Государственной премии имени Надежды Крупской. Популярность пришла к ней вместе с ролью Нины из культовой кинокомедии «Кавказская пленница», а общая фильмография актрисы насчитывает более шестидесяти разноплановых образов, воссозданных ею на экране. Выпустила автобиографичную книгу «Канатоходка» и четыре стихотворных сборника.Детство и юность
Наташа родилась летом 1947 года в семье потомка валлийцев Владимира Варлей (1919 – 1999) и девушки с французскими корнями, Ариадны Сенявиной (Варлей, 1921 – 2013). Дедушка Ариадны Сергеевны, Евгений Барбот де Марни, был профессором, горным инженером. А предками Владимира были два богатых конезаводчика из Уэльса, в своё время переехали в Российскую империю, чтобы найти русских жён.Поскольку Владимир Викторович, капитан дальнего плавания, не хотел расставаться с беременной женой, он взял ее с собой в рейс. Дочка родилась в румынской Констанце, а через месяц вся семья отправилась в родной город папы, Ленинград. Не прошло и двух месяцев, как отцу дали назначение на Тихоокеанский флот. В течение одиннадцати дней родители и бабушка Тата с трехмесячной Наташей на руках ехали на поезде во Владивосток. Поселились на 19-м километре, неподалеку от города. Когда девочке было примерно три года, Владимира Викторовича направили на учебу в ленинградскую военно-морскую академию, а Ариадна Сергеевна со своей мамой и маленькой дочкой обосновались в Москве, в квартире на Бутырской улице.
Жили они в двадцатиметровой комнате, где помещался диван, на котором спала бабушка, узкая кровать мамы и кровать поменьше для девочки. Когда отец приезжал домой, то спал на полу, на матрасе. В 1953 году у Наташи появилась сестренка Ирина. Как вспоминала позже Варлей, несмотря на тесноту, жили дружно, хоть и неустроенно. К примеру, по воду приходилось круглогодично ходить к колонке, которая находилась от дома метров за триста:
Любимым развлечением Наташи стало чтение. Причем бегло читать она научилась практически самостоятельно. Гости изумлялись, когда гордые родители ставили ее на стульчик и давали в руки журнал, из которого она читала вслух первую попавшуюся статью. Практически тогда же девочка научилась писать и стала сочинять стихи. И очень хотела стать пианисткой, хотя бабушка и мама видели ее в будущем врачом. Пианино появилось в доме лишь несколько лет спустя, когда семья жила в Мурманске, а до того она разучивала гаммы на инструменте у друзей и ездила с бабушкой в музыкальную школу.Умывались все из железного рукомойника – вода всегда была очень холодная. А мыться взрослые ходили в баню. Меня обычно купали дома в корыте. На газовой плите грели воду. Отопление в доме было печное. Печка долго нагревалась. Правда, к утру было все равно так холодно, что невозможно было вылезти из постели…
По окончании академии Владимира Викторовича направили на должность заместителя начальника мурманского морского пароходства. Наталья Варлей семь лет провела в этом городе. О школе, по ее словам, у нее стерлись практически все воспоминания, кроме одного, очень болезненного. Ее, робкую и застенчивую, к тому же заболевшую ревматизмом и ревмокардитом, при которых категорически запрещают поднимать тяжести и даже заниматься физкультурой, оскорбили одноклассники. Зная о ее болезни, они позвонили девочке домой и наговорили в трубку гадостей из-за того, что Наташа «оторвалась от коллектива» и не пошла собирать с ними металлолом. С ней случилась истерика, она категорически отказывалась идти в школу. Родители перевели ее в другую, а вскоре вся семья вернулась в Москву, где отцу дали новую двухкомнатную квартиру. Наконец закончились постоянные переезды и бытовая неустроенность, Наташа пошла в седьмой класс и нашла новых друзей. Увидев однажды объявление о наборе в акробатическую студию при цирке на Цветном бульваре, Варлей записалась туда тайком от родных. Окончив восьмилетку, девушка стала студенткой Государственного училища циркового и эстрадного искусства. В 1965 году выпускница поступила на работу в Московский цирк, где была эквилибристкой, выступала на арене вместе с Леонидом Энгибаровым.
Кинокарьера и театр
Именно в цирке в 1966 году Наталью увидел известный режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич. Он предложил начинающей артистке сыграть медсестру в его комедийной картине «Формула радуги». Причем он рассматривал взять ее на главную роль, но помешал слишком юный вид: Наталье было 18, выглядела она на 14, а главной героине по сюжету было 24. Фильм так и не появился в прокате, но яркую хрупкую девушку заметила ассистентка Леонида Гайдая и пригласила на пробы в «Кавказскую пленницу». О том, что на роль «студентки, комсомолки, спортсменки» пробовались более пятисот претенденток, в числе которых были уже знаменитые Наталья Фатеева и Анастасия Вертинская, Лариса Голубкина и Валентина Малявина, Варлей узнала только после утверждения на роль, которая прославила ее на всю страну. На прослушивании Гайдай показался ей человеком мрачным, но она спокойно выполнила требования – раздеться до купальника и пройтись. Для артистки цирка это было в порядке вещей, а команду режиссера восхитила её смелость. В дальнейшем Наталья не раз подтверждала их первое впечатление о себе. Особенно когда решила все трюки делать сама, отказалась от дублера и бесстрашно прыгала в холодную воду дубль за дублем.Правда, озвучила ее героиню, за исключением нескольких реплик, Надежда Румянцева. Этот факт очень расстроил Варлей, а Гайдай объяснил такое решение нежеланием «возиться с непрофессионалом», ведь Румянцева все могла сделать быстро. Но Наталья подозревала, что причиной стал неприятный инцидент, ведь до него претензий к ее голосу не было. Во время съемок команда отмечала день рождения Александра Демьяненко. Засиделись допоздна, и Леонид Гайдай вызвался проводить Наталью домой, благо их комнаты в гостинице располагались рядом. У комнаты Варлей он не развернулся и не пошел к себе, а зашел внутрь и попытался закрыть дверь на ключ. Наталья пыталась перевести разговор в рабочее русло, когда на пороге появилась супруга Гайдая, Нина Гребешкова. Она молча посмотрела на происходящее и ушла к себе в номер. Режиссер пошел было за ней, но вместо этого закрыл дверь изнутри и попытался заполучить поцелуй актрисы. Но та не поддалась его чарам, а вытолкала из комнаты и заперлась на ключ. Наутро Гайдай не подал виду, но, видимо, затаил обиду. Но незадолго до смерти извинился:
Сразу же после роли Нины Наталью пригласили на роль панночки в экранизацию «Вия». Изначально на эту роль утвердили актрису Александру Завьялову. Но едва получив роль, та, по слухам, серьезно заболела (хотя согласно архивам «Мосфильма» она просто была занята на другой студии). В съемочной группе уже тогда начались пересуды о «проклятье панночки». А когда Наталья приступила к съемкам, то и ей, ранее не верившая в приметы, стало не по себе. Во время съемок сцены, в которой панночка летает в гробу, Варлей потеряла равновесие и упала с высоты. Ее успел подхватить Леонид Куравлев, в противном случае она бы наверняка погибла. Первый советский фильм ужасов произвел неизгладимое впечатление на зрителей, а Варлей поступила в Щукинское театральное училище. Поскольку ее куратор Борис Захава требовал от студентов не сниматься в кино, Варлей на некоторое время исчезла с экранов. Лишь в конце шестидесятых она появилась в роли Муси Волковой в военной драме «Золото» (1969), где снималась в паре с Ларисой Лужиной. По окончании вуза актрису пригласили в труппу драматического театра имени Константина Станиславского. За семь лет работы в его труппе Наталья сыграла больше десятка разноплановых ролей, среди которых Таня из «Прощания в июне», Луиза Миллер из «Коварства и любви», Маша из «Живого трупа», Жюли из «Мсье де Прусоньяка». В семидесятых годах Варлей часто появлялась на экранах. В ее фильмографии появились роли Лизы Калачевой в «12 стульях», тренера Марты Скрыль в «Гостье из будущего», Галины Листопад в «Семи невестах ефрейтора Збруева». В драме «Так и будет» актриса сыграла сложнейшую возрастную роль Ольги Федоровны, показав новые грани своего таланта. Веселых и жизнелюбивых героинь представила Наталья в картинах «Соло для слона с оркестром», «Большой аттракцион». В восьмидесятых она появилась в фильмах «Клоун», «Переходный возраст», «Старые письма». За роль Кати в ленте «Не хочу быть взрослым» была удостоена Государственной премии имени Надежды Крупской. В девяностые годы Варлей снималась мало, но голос актрисы можно было услышать в адаптированных версиях зарубежных картин, где снимались Катрин Денев, Мэрил Стрип, Софи Лорен. Озвучивала Наталья и телесериалы. В 1994 году поклонники увидели ее в образах Бастинды и Гингемы в фильме-сказке «Волшебник Изумрудного города», а также в главной роли Веры в ленте «Маленькие человечки Большевистского переулка или хочу пива». Затем наступил длительный период затишья, лишь в 2006 году Варлей снялась в приключенческой картине-фэнтези «Волкодав из рода Серых Псов», где воплотила образ матери Кендарат. На площадке с прославленной актрисой работали молодые актеры Александр Бухаров и Оксана Акиньшина.Ты знаешь, я до сих пор не могу себе простить того, что озвучил тебя Надей! Я помню, как ты плакала. Надя — блестящая актриса, но она пробовала скопировать твои интонации, и все равно слышно, что это — Надя, хоть и молодая, но все-таки старше тебя на 10 лет. Это не имело смысла. Наташа! Ты прости меня
Книги и музыка
Уйдя в тень с экранов, Наталья Варлей не переставала вести активную творческую жизнь. Актриса окончила Литературный институт Максима Горького, а затем стала издавать сборники своих стихотворений, которые не переставала писать на протяжении всей жизни. Своеобразный фурор в актерском мире произвела автобиографичная книга Натальи «Канатоходка», увидевшая свет в 2018 году. В своем предисловии она пояснила читателям, что мотивом для написания послужили сведения, которые она прочитала о себе в интернете. Вымыслы и домыслы вперемежку с приблизительностью и разбавленные чуть-чуть фактами побудили актрису взяться за автобиографию.Из книги поклонники Варлей узнали о нюансах съемок «Кавказской пленницы», приставаниях к ней Гайдая, его своеобразной «мести» актрисе. Все дело в том, что озвучила «комсомолку и спортсменку» не сама Наталья (своим голосом она говорит лишь в эпизоде с Владимиром Этушем перед телевизором), а Надежда Румянцева. Знаменитую же песню о медведях перепела Аида Ведищева, хотя Варлей утверждала, что изначально режиссер не планировал ни того, ни другого. Позже актриса помирилась с Леонидом Иовичем и снялась в его «12 стульях» и озвучила Мэри Стар в комедии «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди». К стихам Натальи композиторы Юрий Петерсон и Николай Шершень написали музыку, а в начале девяностых Варлей записала диски «На высшей точке единения», «Не оборвись во мне струна…», «Живая вода», «Не умирай, любовь» с песнями в собственном исполнении. Также выступала сольно в программе «Поют звезды театра и кино», а в 2019 году актриса стала председателем жюри Всемирного конкурса чтецов «Живая классика». Юные финалисты были приглашены в «Артек», где состоялся завершающий этап конкурса и награждение победителей.
Признание и награды
1984 год: Государственная премия РСФСР имени Крупской за роль мамы Кати в фильме «Не хочу быть взрослым».1989 год: Заслуженная артистка РСФСР.
17 мая 2002 года: стала обладательницей приза "Немеркнущая зрительская любовь" на фестивале "Виват кино России!"
30 июля 2010 года: награждена Орденом Дружбы за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства и многолетнюю плодотворную деятельность.
Личная жизнь Наталья Варлей
Впервые совсем юная Наташа влюбилась в эквилибриста Тульского цирка Анатолия Егорова, но когда стала сниматься в «Кавказской пленнице», им пришлось надолго расстаться, и под влиянием ярких впечатлений со съемочной площадки чувство погасло.Сильная взаимная любовь вспыхнула между ней и Николаем Бурляевым. Ей было 19, актеру 20. Леонид Филатов, тоже влюбленный в Варлей, пытался отговорить ее от замужества, но артистка была непреклонна – она еще в школьные годы была влюблена в главного героя «Иванова детства» Тарковского, а тут выяснилось, что играл его Бурляев! Вскоре они поженились. Двум творческим молодым людям сложно было ужиться вместе и через год они развелись. Впоследствии Наталья называла свой скоропалительный брак «совершенно детским».Я никогда не считала себя красивой. У меня всегда было очень много претензий к своей внешности.
В Щукинском училище Наталья увлеклась сыном Вячеслава Тихонова и Нонны Мордюковой, Владимиром. О том, что парень злоупотребляет алкоголем и наркотиками, Наташа узнала аккурат в день свадьбы – цирковые друзья Варлей посмотрели на него взглядом без розовых очков влюбленности и открыли актрисе глаза. Семьи не получилось: свекровь не приняла невестку, муж уходил на поиски дозы, пока Наталья ждала ребенка. В 1972 году у пары родился сын Василий, но вскоре брак распался. В дальнейшем Тихонов-младший предпринимал попытки воссоединиться с семьей, но Наталья не хотела рисковать. А в 1990 году мужчина скончался. Второй сын Натальи, Александр, родился в 1986 году. Варлей скрывает имя его отца. В СМИ просочились предположения, что им стал узбекский артист Ульмас Алиходжаев, исполнитель главной роли в фильме «Огненные дороги», в котором незадолго до родов снималась Наталья. Третий официальный брак Наталья заключила с мужчиной неактерской профессии, которого звали Владимир. О серьезности чувств актрисы говорил тот факт, что они даже венчались в церкви. Но очень скоро женщина снова осталась одна, так как новый супруг не сумел найти общий язык с Александром. Старший сын Варлей не захотел связывать жизнь с кинематографом, несмотря на все возможности. Он сменил несколько профессий, женился, в браке родился сын Евгений, который сейчас живет с мамой в Италии. В данный момент Василий в разводе и никак не связан с искусством. Александр Варлей – музыкант. Еще в детстве он «заболел» группой The Beatles и сейчас вместе с единомышленниками выступает в кавер-группе The BeatLove.