Биография Ростислава Плятта
Ростислав Плятт – народный артист СССР, чьи роли вошли в золотой фонд отечественного искусства. Первой яркой ролью Плятта в кино стал холостой геолог Евгений из фильма «Подкидыш».
Киноманы хорошо помнят Василия Бубенцова из «Весны», пастора Шлага из «Семнадцати мгновений весны», Никколо Амати из «Визита к Минотавру». Театралы ходили смотреть на его Крогстада в «Норе», Барклея Купера в спектакле «Дальше – тишина…», Лавренева в «Поющих песках»... Палитра образов, созданных актером на сцене и съемочной площадке, обширна. Герой социалистического труда, кавалер двух орденов Ленина, Ростислав Иванович ушел из жизни летом 1989 года.
Детство и юность
Ростислав родился зимой 1908 года в семье Ивана Плята и Зинаиды Закаменной, проживавших в Ростове-на-Дону. Отец, Иван Иосифович, обрусевший поляк, был уважаемым в городе адвокатом. Мама, Зинаида Ивановна, полтавчанка, не работала, часто болела.
Были у малыша и две бабушки – Жозефина Феликсовна, по отцу, и Александра Лукинична, по матери. Обе хотели, чтобы ребенок говорил на их родном языке – польском или украинском – и каждая тщательно следила, чтобы словечки из «чужого» языка не попали в лексикон мальчика. «Успеха добились обе: когда я вырос, выяснилось, что я не знаю ни одного языка, кроме русского», – шутил Ростислав.
У Зинаиды прогрессировал туберкулез, поэтому Иван Иосифович перевез её и сына в Кисловодск, где семья прожила следующие восемь лет. В 1916 году женщина умерла, и Ростислав с отцом переехали в Москву. Через год Иван женился на Анне Воликовской, воспитывавшей сына от первого брака. Мальчик был на два года старше Ростислава.
Женщина ничем не выделяла родного сына, относилась к обоим с нежностью, и вскоре Слава стал называть ее мамой. Из ранних впечатлений детства актер запомнил поход с папой в цирк и как он с Анной Николаевной попал на концерт Федора Шаляпина:
…это был его гастрольный спектакль в Москве, в помещении бывшей оперы Зимина. Шел «Фауст» Гуно. Перед этим я прочитал все, что мог достать о Шаляпине, и все же, когда возникла на сцене его гигантская фигура в оранжевом, как мне помнится, костюме Мефистофеля, я оцепенел, какая-то тревога охватила меня… Я был еще слишком мал, чтобы оценить голос, пластику и игру певца, но я чувствовал, что если есть на свете что-то самое важное, то вот именно о нем поет сейчас этот ослепительный чёрт, требуя от меня какого-то подчинения.Плятту было в то время десять лет. «Литературный мальчик», он блистал своими сочинениями на уроках русского языка, считался лучшим автором школьных самодеятельных журналов, писал фельетоны в стенгазету. Ему прочили журналистское будущее. Но на пути в журналистику встал театр.
В школе, где учился Ростислав, был большой актовый зал с хорошо оборудованной сценой, на которой показывали спектакли актеры МХАТа. Один из них, Владимир Лебедев, стал руководить школьным драматическим кружком и поставил водевиль «Помолвка в Галерной гавани». Ростиславу досталась в нем роль старого генерала. Когда он впервые увидел себя в гриме, подумал:
…как все это интересно! Значит, может быть так: я, Плят, плюс еще кто-то – и получается образ. Сколько же можно создать разных людей! Вот в этот момент густая капля яда вошла в меня – совершилось отравление театром!Решение стать актером круто изменило жизнь подростка. Он практически каждый вечер стал проводить в Малом театре, пересматривая спектакли. Денег на билеты просить у родителей стеснялся – доставал контрамарки, а затем, когда его отец выиграл для МХАТа судебное дело, получил постоянный пропуск на свободное место партера.
Одно всерьез беспокоило Ростислава: фамилия, которую он в мечтах уже видел на афишах, казалась ему слишком короткой, а отчество слишком простым. И когда в шестнадцать лет пришел получать удостоверение личности, продиктовал фамилию как «Плятт», а отчество записал как «Янович». С тех пор он и стал Ростиславом Яновичем Пляттом.
Творческий путь
По окончании школы Ростислав был принят на театральные курсы Юрия Завадского, а в 1926 году юношу приняли в студию Завадского на Сретенке. Через два года Плятт сыграл первую роль на профессиональной сцене: он вышел в образе эксцентричного пижона Гарри Компаса в постановке «Компас» по пьесе «Честный аферист» Вальтера Газенклевера.
Вскоре студию переименовали в Московский драматический театр и выделили новое помещение. Но в 1936 году, следуя политике кадровой децентрализации, труппа Юрия Завадского переехала в Ростов-на-Дону. На сцене провинциального театра Плятт оттачивал свое мастерство в образах Болинброка («Стакан воды»), Сергея Скалозуба («Горе от ума»), фон Ранкена («Дни нашей жизни»).
Через два года актер вернулся в Москву и стал служить в театре имени Ленинского комсомола. Параллельно Ростислав начал сниматься в кино. Его дебютом была роль военспеца Иванова в картине Михаила Ромма «Ленин в 1918 году».
Но узнаваемым и популярным Плятта сделала роль несуразного холостяка Евгения Семеновича в фильме Татьяны Лукашевич «Подкидыш», где он снимался вместе с Фаиной Раневской. Актер прекрасно справился с комедийным образом «папаши» маленькой девочки, которая заставляла его петь и играть с ней в «баба сеяла горох».
Когда началась война, театральные труппы стали отправлять в эвакуацию. Плятт остался:
Я в это время работал на радио и почти ежедневно читал антифашистскую публицистику. Воздушные тревоги объявлялись чаще всего с наступлением темноты, примерно за полчаса до моей передачи. Так что складывалось впечатление, как шутя говорили на радио, что фашистское командование решило не подпускать Плятта к микрофону.В 1943 году Ростислав Янович перешел в театр имени Моссовета и оставался одним из его ведущих актеров на протяжении сорока с лишним лет. Он составлял замечательные тандемы с примами театра – Верой Марецкой и Фаиной Раневской, «на Плятта» ходили все театралы столицы, а если труппа выезжала на гастроли, всегда был аншлаг.
Далее были роли в комедии Леонида Гайдая «Деловые люди», драме Александра Алова и Владимира Наумова «Монета», экранизации одноименного романа Даниила Гранина «Иду на грозу». С Георгием Жженовым и Аллой Демидовой актер работал в картине «Вся королевская рать» (судья Монтегю Ирвин), а с Михаилом Ножкиным и Ефимом Копеляном встретился на съемках детектива «Судьба резидента» (Николай Казин).
Самым ярким образом, созданным Пляттом в кинематографе семидесятых, стал пастор Фриц Шлаг в культовом фильме Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны». Интеллигентный, скромный и в то же время несгибаемый, преданный вере, он запомнился зрителям не меньше, чем Штирлиц.
Роль была важна и для Плятта, ведь в кино ему обычно доставались отрицательные персонажи:
Роль пастора Шлага в «Семнадцати мгновениях…» важна для меня по каким-то внутренним позициям: пастор Шлаг – честный немец, один из тех людей, которые строят сегодняшнюю Германию.Мастер перевоплощения, Плятт принимал участие во многих телевизионных постановках. Кавелин в «Истцах и ответчиках», генерал сэр Мэллэлье Фицбаттресс в постановке «На полпути к вершине», Виктор Митрофанович в «Обыкновенных обстоятельствах»…
Кинематографическую карьеру Ростислав Янович завершил, создав на экране незабываемый образ скрипичного мастера Никколо Амати в детективном фильме по роману братьев Вайнеров «Визит к Минотавру» (1987). Съемки обернулись для актера несчастным случаем: он сломал шейку бедра и остальные эпизоды играл сидя. Сергей Шакуров, исполнитель двух главных ролей – следователя прокуратуры Станислава Тихонова и скрипичного мастера Антонио Страдивари – возил Ростислава Яновича на инвалидной коляске от места съемок до автомобиля.
Травма и сильная хромота не позволяли актеру в полную силу играть на сцене театра, тем не менее, ему предложили роль в постановке, где можно было играть сидя. Но Плятт отказался: «Как же я буду на поклон выходить?». Он не хотел, чтобы зрители видели его немощным. Вскоре он перестал появляться на людях и последние годы жизни проводил в затворничестве.
Личная жизнь Ростислава Плятта
Когда Ростислав поступил в театр-студию Юрия Завадского, он встретил там жену режиссера – Веру Марецкую. Плятт не осмеливался ухаживать за ней, он просто восхищался актрисой, ее талантом к перевоплощению.
Марецкая любила мужа, хотя иногда страдала от его ревности и увлечений другими женщинами. Восхищение и нежная дружба Ростислава придавали ей силы и уверенности в себе. Актер понимал, что переступить черту, за которой их дружба станет чем-то большим, он не сможет. Бесконечно уважая своего учителя, Ростислав молчал о чувствах.
Он женился на другой актрисе, Нине Бутовой, с которой познакомился в труппе театра имени Моссовета. Бутова, как и все, знала о влюбленности Плятта, но надеялась, что сумеет вытеснить из сердца мужа Марецкую. Нина Владимировна мало занималась домашним хозяйством, предпочитая например, вместо продуктов купить гитару. Актер не жаловался, питался в театральном буфете бутербродами с чаем. Иногда, когда становилось грустно, вспоминал свою несостоявшуюся любовь.
Сделать предложение Вере Петровне он решился лишь однажды: когда в 1977 году умер Завадский. Марецкая отказалась выходить за Плятта замуж, не желая что-либо менять в их жизнях. Она знала, что осталось ей недолго – уже шесть лет она медленно умирала от опухоли в мозгу. И когда Плятт собрал вещи, не слыша уговоров и угроз жены, и приехал к ней, ответила: «Поздно, Славик».
Ростислав вернулся к Нине. Обе женщины, жена и возлюбленная, умерли в один год: в июле Нина, в августе Вера. Плятт остался совершенно один. Детей в браке с Бутовой не появилось.
Смерть и память
За два года до смерти великий актер по настоянию друзей занялся мемуарами. Книга «Без эпилога» была выпущена через два года после его кончины.
На доме по Большой Бронной, в котором жил Ростислав Янович последние 20 лет, была установлена мемориальная доска. О его судьбе было издано несколько книг, сняты документальные фильмы, в числе которых «Ростислав Плятт – мудрец и клоун», снятый к столетию со дня рождения выдающегося актера.
Интересные факты
- В конце тридцатых годов прошлого века Ростислав Плятт, которого все уже знали по роли Евгения Семеновича в «Подкидыше», поспорил с друзьями. Абсолютно голый, он искупался прямо у стен Кремля, после чего был задержан милицией. Только из-за популярности актера отпустили без особых последствий, но исключили его из профсоюза. В те опасные годы – легко отделался!
- О хулиганских выходках Плятта в театре ходили легенды. Например, однажды на гастролях актеры труппы пришли в номер Ростислава Яновича на читку пьесы. Стояла жара, а хозяин номера встретил коллег в пыжиковой шапке, которую ему подарили после спектакля, и в белой простыне, повязанной на манер тоги римского патриция.
- Плятт жил в одном доме с Юрием Никулиным, они были друзьями. Возвращаясь в один из дней со спектакля, увидел во дворе очень грязный автомобиль Юрия Владимировича и написал на нем пальцем: «Помой машину, дурак». В третьем часу ночи в квартире раздался телефонный звонок. Плятт снял трубку и услышал голос Никулина: «Машину помыл. Сам дурак».
- Режиссер Павел Хомский вспоминал, как во время его визита к приболевшему Плятту на квартиру пришел и некий сотрудник ЦК, предложивший актеру подписать письмо о немедленном выезде Александра Солженицына из Советского Союза. Ростислав Янович не моргнув глазом попросил привезти ему произведения автора – «Архипелаг ГУЛАГ», «Раковый корпус», «Один день Ивана Денисовича». «Я почитаю и, если они действительно окажутся мерзкими, – тогда подпишу», – заявил Плятт. Инструктор молча ушел и больше не приходил.
- Ростислав Янович при своей врожденной интеллигентности обладал неподражаемым чувством юмора и был участником многочисленных капустников и «антиюбилеев», проводимых в Доме актера. С Владимиром Канделаки он создал номер, где оба лишь свистели, но зрители в зале при этом падали от хохота. А одного из коллег прямо в спектакле довел до истерического смеха, сняв шляпу на сцене и продемонстрировав слово из трех букв, написанное прямо на лбу.
- Однажды, вылетая на заграничные гастроли, Плятт замемекал словно козлик прямо в узком милицейском кордоне аэропорта. Следом за ним замемекала вся труппа театра, объясняя оторопевшим милиционерам, что это – часть репетиции.
Важные события в жизни
- 1926 год: поступил в драматическую студию Юрия Завадского.
- 1928 год: сыграл первую главную роль в спектакле «Компас».
- 1936 год: переехал вместе с труппой в Ростов-на-Дону.
- 1937 год: сыграл роль Сергея Скалозуба в спектакле «Горе от ума».
- 1938 год: поступил на службу в театр имени Ленинского комсомола.
- 1939 год: дебютировал как киноактер в фильме «Подкидыш».
- 1943 год: поступил на службу в театр имени Моссовета. Женился на актрисе Нине Бутовой. Сыграл тапера Рублева в спектакле «Тапер».
- 1947 год: получил звание заслуженного артиста РСФСР. Награжден орденом «Знак почета» и медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
- 1949 год: получил звание народного артиста РСФСР. Награжден орденом Трудового Красного Знамени.
- 1956 год: снялся в фильме «Убийство на улице Данте».
- 1960 год: сыграл Войницкого в спектакле «Леший».
- 1961 год: получил звание народного артиста СССР.
- 1968 год: награжден вторым орденом Трудового Красного Знамени.
- 1969 год: сыграл Барклея Купера в спектакле «Дальше – тишина…».
- 1973 год: снялся в фильме «Семнадцать мгновений весны».
- 1978 год: награжден орденом Ленина. Женился на дикторе Людмиле Маратовой.
- 1982 год: награжден орденом Октябрьской Революции. Удостоен Государственной премии СССР.
- 1983 год: награжден орденом Дружбы народов.
- 1989 год: удостоен звания Героя Социалистического труда. Награжден вторым орденом Ленина.
- 30 июня 1989 года – дата смерти.
Лучшие фильмы
Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter