Электронная музыка

Механизация общества на стыке девятнадцатого и двадцатых веков оказала влияние и на культуру. Современные технологии затрагивали развитие индустрии, но также активно использовались и в повседневном творчестве.

Так возник жанр электронной музыки, созданный посредством использования электронных инструментов и технологий. Ныне электронной музыкой считается та, которая создана при помощи специальных компьютерных программ.

Первым создателем звукозаписывающего устройства считается француз Эдуард Леон Скотт де Мартинвилль. В далеком 1857 году он запатентовал свое изобретение, которое назвал фонограф. Этот прибор мог записывать звуки. Другой же изобретатель, который имел еще и талант предпринимателя, американец Томас А. Эдисон запатентовал фонограф, который теперь мог не только записывать, но и воспроизводить звук. Томас занимался разработками в области оптимизации телеграфа, телефона, киноаппаратуры, выпустил один из первых вариантов  продаваемой электрической лампы.

В 1887 году немецкий изобретатель Эмиль Берлинер трудился над созданием своего первого граммофона. Его устройство могло не только записывать и воспроизводить звуки. Дисковой фонограф мог делать копии ранее записанных на цилиндр записей. Цилиндр он заменил на плоский диск, на который при помощи иглы и жидких чернил заносились звуковые колебания, и этот диск методом фотогравировки можно было легко скопировать.

В 1906 году Тадеуш Каххил (американский изобретатель) представил изобретение, над которым он работал. Он назвал свое творение теллармониум (англ. Telharmonium). Это был электромеханический инструмент, который был довольно громоздким и весил двести тонн, что значительно затрудняло популяризацию этого инструмента и не вызвало ажиотажа среди широких масс. Но главным его достижением было то, что он изобрел триод –  электронную лампу, которая была способна  усилить относительно слабый электронный сигнал. Это повлияло на дальнейшее развитие электронной музыки, дало новый толчок к использованию электроники: появлению радара и радиоустройств, а так же, разработки телефонных связей, что соединяли бы континенты.

В музыкальных целях электронику продолжали использовать для создания новых инструментов. 1919-1928 гг были богаты на такие изобретения. Стоит отметить некоторые из них. Звуковой крест, придуманный русским композитором Николаем Обуховым. Или Волны Мартенко, французского музыканта Мориса Мортенко. Инструмент Мориса потом был использован в будущем композитором Оливье Мессианом в тандеме с симфоническим оркестром.

С появлением первых электронных инструментов композиторы принялись искать новый подход в музыке, заручаясь поддержкой возникающих технологий. Находчивые изобретатели стали патентовать различные виды музыкальных инструментов, которые были способны записывать или воспроизводить музыку при помощи электромагнитных колебаний. Чаще использовали электронные составляющие, но нередко попадались инструменты, в состав которых входили и механические детали. Такие электронные находки человека заложили начало для появления в дальнейшем полноценного электронного синтезатора.

Примерно в это же время, русский изобретатель Лев Термин, создал свой терминвокс, который по сей день считается первым электронным инструментом. Примечательно, что на этом инструменте можно играть практически не касаясь его. Звук извлекался движениями рук исполнителя в электромагнитном поле между двух антенн.

Несмотря на то, что жанр электронной музыки возник на стыке веков, как самостоятельное стилевое направление он укрепился в середине ХХ - начале ХХI века. Эта музыка включает в себя десятки разновидностей и стилевых направлений.

Принято считать, что такая музыка воспроизведена или записана при помощи электромагнитных музыкальных инструментов, таких как теллармониум, орган Хаммонда или электрогитара. Как только подобные инструменты стали более доступны по цене, электронная музыка конца 60-х годов стала распространяться, менять образ культуры. Все чаще рок-музыканты принялись использовать синтезаторы, которые теперь стали не только достоянием звукозаписывающих студий, но и возымели популярность среди обширных масс рок-музыкантов, поп-артистов. На сегодняшний день жанр электронной музыки образовал различное количество стилей. Примером могут служить композиции в экспериментальной академической музыке, где современные композиторы используют в составе симфонического оркестра акустическую гитару, синтезатор или другие электронные инструменты.

 

Автор: Захар Беркут
Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter