Биография Артемия Троицкого
Артемий Троицкий (внесен Минюстом РФ в список иностранных агентов) – один из первых музыкальных критиков СССР, исследователь молодежных субкультур, пропагандист неформальных музыкальных стилей. Педагог, писатель и актер. Радио- и телеведущий. Автор нашумевшей книги «Субкультура. История сопротивления российской молодежи 1815-2018». Сейчас проживает в Таллине.Детство и юность: Ярославль – Москва – Прага – Москва
Артемий родился летом 1955 года в семье Кивы Майданика и Руфины Троицкой из Ярославля. Жили в большой квартире родителей Руфины Николаевны. Трехмесячного мальчика крестили в храме Федоровской иконы Божией матери на Перекопе. Поскольку папа и мама были коммунистами, ребенка в церковь отнесли бабушка и дедушка. Родители могли лишиться партбилетов за такой поступок. Через месяц молодая семья Кивы Львовича, историка-политолога, специалиста по латиноамериканским странам, переехала в Москву. До пяти лет Артемий жил с родителями в коммунальной квартире на Патриарших прудах. В 1960 году семейство отправилось в длительную командировку в Прагу. Отец сотрудничал с изданием «Проблемы мира и социализма», мать занималась домом, готовила сына к школе. Задолго до начала обучения мальчик научился читать и писать, освоил гитару.Школа при посольстве была своеобразной, ее ученики первыми узнавали обо всех литературных и музыкальных новинках. Артемий с упоением стал слушать The Beatles, Rolling Stones и других исполнителей, которых вряд ли бы услышал в родной стране. Он учился в шестом классе, когда вместе с друзьями решил издавать рукописный журнал о рок-музыке. В первый номер Артемий впервые написал заметку о музыке – о пластинке любимых битлов «Клуб одиноких сердец сержанта Пеппера». В 1967 году семья политолога вернулась на родину. Подросток перешел в московскую школу, где показывал блестящие результаты по всем предметам. Но свободолюбие и увлечение западной музыкой дали свои ростки. Артемий был непререкаемым школьным авторитетом, прекрасно разбиравшимся в музыкальных стилях и новомодных течениях.
Троицкий отчетливо помнит день, когда почувствовал себя антисоветчиком. Он перешел в седьмой класс, вместе с папой отправился в Архангельскую область на каникулы. Они сели на пароход «Николай Гоголь» и во время экскурсии по Северной Двине узнали о вторжении советских войск в Чехословакию.
Тем не менее, его аттестат изобиловал пятерками, и выпускник решил поступить в вуз. Его выбор пришелся на экономико-статистический институт, который он выбрал потому, что там не надо было сдавать устных экзаменов – Троицкий довольно долго страдал от заикания, которое усиливалось, если он начинал волноваться. В институте юноша быстро освоился и стал главным диджеем студенческих дискотек в столовой Б-4 при МГУ. Получив на руки диплом математика-экономиста, Троицкий ни дня не работал по специальности. Ехать по распределению ему не хотелось, и он стал младшим научным сотрудником в Институте истории искусств. Появилась возможность защитить диссертацию по социологии, и он взялся за исследование популярной музыки. По признанию Артемия, весь труд пришлось выбросить в мусорный ящик, поскольку в 1983 году он был уволен.По словам музыкального критика, именно 21 августа 1968 года он «из обычного веселого парнишки, фаната битлов и роллингов» превратился во врага советской власти». Через пару месяцев Артемия исключили из пионеров с формулировкой «за антисоветскую агитацию в стенах школы».
Музыкальный критик и популяризатора рока
Еще в студенчестве Троицкий начал писать музыкальные обзоры для популярного в то время молодежного журнала «Ровесник». Со знанием дела он написал о легендарных Deep Purple, повествовал и о новых стилях европейской музыки. Начало восьмидесятых стало для Артемия довольно сложным. Увольнение из института совпало с запретом на его публикации в официальных изданиях. Он начал сотрудничать с самиздатом и писал тексты для журналов «Ухо» и «Зеркало». Вместе с Петром Мамоновым Артемий стоял у истоков рок-коллектива «Звуки Му», где был гитаристом «по совместительству». Он предлагал лидеру группы другое название – «Бронепоезд без колес», но Мамонов не согласился. В это же время Троицкий начал полулегальную организацию концертов андерграундных групп: это «Кино» Виктора Цоя, «Центр» Василия Шумова, «Зоопарк» Майка Науменко, «Машина времени» Андрея Макаревича (в реестре иностранных агентов Минюста РФ) и другие коллективы, сегодня не нуждающиеся в представлении. На латвийском телевидении Троицкий вел передачу «Видео-ритмы», в которой знакомил советский народ с зарубежными, а затем и первыми отечественными видеоклипами. Критик был одним из первых, кто сумел организовать гастрольный выезд некоторых рок-коллективов за рубеж на волне перестроечных времен. Все чаще Троицкий стал появляться на телевидении. В его активе такие музыкальные передачи, как «Программа А» (авторская), «Рок-кафе», «Экзотика», «Джазтайм», «Музыка в стиле пепси» и другие. В 1987 году вышла книга Артемия «Назад в СССР», повествующая о советской рок-музыке, ее зарождении и развитии. Первыми издание увидели читатели Англии, затем Америки, Японии, европейских стран. В Советском Союзе книга появилась лишь через четыре года, и название у нее было другое: «Рок в Союзе: шестидесятые, семидесятые, восьмидесятые…». В начале девяностых критик появился с авторской программой «Ковчег дяди Ко» в радиоэфирах всесоюзного радио, затем на Maximum и на «Радио 101». В 1994 году стал соорганизатором четырехдневного фестиваля английской электронной музыки Britronica в Москве.С 1995 года и в течение четырех лет являлся редактором русской версии американского издания Playboy. Троицкий сам предложил свою кандидатуру на эту должность, американцы дали ему карт-бланш с условием не лезть в политику. Но Артемий все же умудрялся публиковать в журнале интервью представителей властных структур. Параллельно критик стал вести авторскую передачу «Кафе Обломов» на НТВ, куда его пригласил Леонид Парфенов. В 1997 году Троицкий вошел в состав редакции «Новой газеты» и получил собственную колонку. Позже стал автором музыкального приложения «Московский бит». Его публикации появлялись в газете Moscow Times, журнале Rolling Stone, популярном у меломанов издании. В театральной пьесе «Смерть Ван Халена» Троицкий даже был выведен как один из персонажей под фамилией Полторацкий. Стал музыкальным экспертом передачи «Земля – Воздух», а также председателем жюри на международном фестивале этнической музыки. Начало двухтысячных принесло Троицкому партнерство с Ириной Щербаковой. Вместе они стали владеть букинг-агентством Caviar Lounge, благодаря которому в России на гастролях побывало множество зарубежных артистов. Критика пригласили в Государственный университет управления читать лекции по предметам «Музыкальная пресса» и «История индустрии развлечений», также он стал вести мастер-классы по музыкальной журналистики в МГУ. Там Артемий преподавал до 2014 года, пока его, как он утверждал, не выжили из-за вольностей в лекциях. С начала двухтысячных и до 2014 года Троицкий был автором передачи «FM Достоевский», которая выходила на «Европе Плюс», в эфире «Эха Москвы» и на «Радио 101». Далее руководство отказалось продлевать с ним контракт, причем Артемий никак не связывал этот факт со своими оппозиционными взглядами. Вскоре на Rock FM появилась новая авторская передача ведущего «Стерео-Вуду», а на радиостанции «Эхо Москвы» его пригласили в роли эксперта в «Особое мнение».
Политические взгляды и переезд в Эстонию
Троицкий не единожды утверждал, что он не является приверженцем никаких политических течений, не смотря на то, что выступал на Болотной площади в поддержку честных выборов 2012 года на митинге в Москве. Как он позже заявил в одном из интервью:В 2014 году главный рок-критик страны уехал на постоянное место жительства в Эстонию. Сам Троицкий объяснил, что его пригласили преподавателем в таллиннский и хельсинский университеты, а сам он остается гражданином Российской Федерации. В передаче «Здесь и сейчас» он участвовал в первом выпуске рубрики об эмигрантах, где заявил, что его переезд в Таллин – скорее «внутренняя эмиграция» из-за несогласия с государственной политикой России и лично президента Владимира Путина. Хотя в более поздних интервью говорил, что политическая причина – последняя по значимости, просто он осознал, что желает комфорта для своей семьи. С 2015 года деятельность Троицкого распространилась на радиопрограмму «Музыка на Свободе» и телевизионную авторскую общественно-политическую передачу «Разноцветные новости» для русскоязычного населения Эстонии. Позже Артемий переименовал проект в «Хижину дяди Тёма». Сейчас Артемий Троицкий – главный колумнист эстонского ARU TV, приглашенный преподаватель в разных вузах мира, включая Лондонский университет, американские учебные заведения.Для меня идеалом благородства и кристальной честности в политике и в целом в жизни с молодых лет неизменно является Че Гевара.
Кино и книги
С начала двухтысячных Троицкий стал появляться в художественных фильмах. Так, в 2001 году он сыграл Тоцкого в комедии Романа Качанова «Даун Хаус», где снимался с такими мэтрами кинематографа, как Юозас Будрайтис, Барбара Брыльска, Иван Охлобыстин. Появился Артемий и в культовой мистической картине Тимура Бекмамбетова «Ночной дозор», а затем зрители увидели его в роли Марка в драматичной комедии Андрея Кончаловского «Глянец». Комичным получился у музыкального критика персонаж лидера партии «Любимая Россия» в криминальной комедии «Гена-Бетон», где главную роль исполнил Гоша Куценко. В картинах «После лета» ( Кирилл Серебренников), «Зона» (Клэйтон Вомеро), «Мы объявляем вам Весну!» (Мария Сандлер), «С закрытыми окнами» (Роман Супер) Троицкий появлялся с камео.В 2018 году в родном Ярославле состоялась премьера документального фильма про Артемия Троицкого «Критик» (реж. Андрей Айрапетов). На презентации он признался, что считает принципиально важным показать этот фильм в пяти знаковых для него городах. Помимо Ярославля Троицкий назвал Прагу, Москву, Санкт-Петербург и Череповец. Как критик, лично знакомый с главными действующими лицами фильма, Артемий высказал сомнения о сюжете картины «Лето», снятой Кириллом Серебренниковым о Викторе Цое, его супруге и Майке Науменко. В частности, обратил внимание на то, что даже не слышал о любовном треугольнике в жизни лидера группы «Кино», вокруг которого был выстроен сюжет фильма. Что касается литературной деятельности, то за последние двадцать лет из-под пера Троицкого вышло более десятка книг. Наибольшей популярностью до сих пор пользуются «Москва от зари до зари: Тусоводитель», «Я введу вас в мир Поп…», «Гремучие скелеты в шкафу» и «Субкультура. История сопротивления российской молодежи 1815-2018». О последнем издании Артемий высказался так:
…считаю, что у книги есть одно большое достоинство и один большой недостаток. Достоинство заключается в том, что я действительно постарался объять необъятное: в одном дискурсе объединить, скажем, декабристов и гопников. А недостаток проистекает оттуда же – книга, конечно, очень поверхностная: у нее широкий охват, но не очень глубинное бурение.
Личная жизнь Артемия Троицкого
Музыкальный критик признавался, что с ранних лет был неравнодушен к прекрасному полу. Когда Артемий учился в четвертом классе пражской школы, он влюбился в одноклассницу и учился с ней целоваться.В молодости у него случился роман, о котором он не желал распространяться. Лишь единожды проговорился, что первая жена его бросила и от нее давно «простыл и след». Несколько лет он жил в гражданском браке с искусствоведкой и обозревательницей культурных событий в стране Светланой Куницыной. Расстался с ней в 1995 году, когда встретил журналистку Марианну Орлинкову и сделал ей предложение. Девушка сотрудничала с «Известиями» и «Космо», была заместителем главреда журнала «ГастрономЪ». Уже после развода в 2006 году Марианна рассказала, что свое первое замужество считает очень важным событием: супруг, дескать, очень способствовал ее развитию как повара. Путешествуя вместе с Троицким по миру, Орлинкова знакомилась с кулинарными традициями тех стран, где они бывали, узнавала множество новых рецептов. Сейчас женщина является бренд-шефом бистро Kallet и бара Rumor, разрабатывает авторское меню для других кафе.
От предыдущих браков у Троицкого есть дочь Александра (1998 г.р.), окончила театральный колледж. Она пишет книги, о которых ее знаменитый отец отзывается весьма похвально, любит рисовать и лепить из глины. Всего же у музыкального критика четверо детей. Две дочки живут в Москве (Александра и ее сводная сестра Соня, окончившая ВГИК), а сын Иван (2002) и дочь Лидия (2010) – с ним и женой в Таллине. Женился Троицкий в 2009 году на уроженке Минска Вере Марченковой, своей давней подруге. У их детей также белорусское гражданство. В Белоруссии из старшего поколения осталась лишь теща Артемия, с которой, по его словам, у них очень хорошие отношения.
Переезд семьи в Эстонию состоялся в 2014 году. Просторную квартиру в Мяхе [микрорайон Таллина – прим. uznayvse.ru] выбирала супруга по интернету. Критик признавался в одном из интервью, что лишь к зрелому возрасту осознал, насколько важна для него семья. В интернет свои личные фото Артемий не выкладывает, как и его жена, которая занимается домом и иногда публикует свои статьи. Иван окончил школу, стоит перед выбором дальнейшего пути. Лида сначала посещала двуязычный детсад, затем пошла в такую же школу. Троицкий отмечал, что в эстонских школах очень высокий уровень технического оснащения, что немаловажно при обучении детей.
Артемий Троицкий сейчас
Летом 2020 года знаменитому музыкальному критику исполнилось шестьдесят пять лет. Этот юбилей он с женой, детьми и собакой отметил в Литве, у своего хорошего приятеля Гедрюса Климкявичуса, владельца Пакруойю Двараса, прекрасного места для отдыха. Там они провели несколько дней, поздравления Артемий принимал по электронной почте и по телефону. Троицкий помогал своему другу Владимиру Джао, фермеру из Переяславля-Залесского и владельцу рок-клуба «Китайский летчик Джао Да» в организации летнего рок-фестиваля. Критик отметил, что первый опыт прошел успешно, а ему самому больше всего понравился исполнитель Дельфин.В январе 2023 года Минюст РФ признал Артемия Троицкого иностранным агентом. Работает Артемий и над «Субкультурой», постоянно добавляя в нее новые главы и планируя второе издание. Ведет авторские программы на радио, читает лекции по всему миру. Время от времени приезжает в Москву и Ярославль. Не остается равнодушным ко всему, что происходит в России и других странах. Одним из недавних событий стало совместное обращение журналистов, оппозиционеров и представителей независимых объединений к эстонскому президенту Керсти Кальюлайд. Подписи Троицкого, Марченковой и других стоят под просьбой-воззванием об инициации международного расследования по факту отравления Алексея Навального (в перечне террористов и экстремистов Росфинмониторинга). Троицкий считает, что для музыки в России снова наступает хорошее время – накаленная обстановка в обществе рождает сильных исполнителей:
Сейчас в России снова наступило время реакции — и с цензурой, и с политикой, поэтому вновь рождаются хорошие песни. В 2000–х, когда была такая, типа, стабильность и все купались в дерьме, музыки было по нулям. А сегодня обстановочка оживилась, и все становится хорошо. Считаю, это правильная среда для правильных рокеров. Вот для попсы это плохо.
Лучшие фильмы
Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Узнай Всё
Санкт-Петербург, 2-я Красноармейская ул., д. 7/4, литера А, помещ. 2-н, часть пом. № 11
+7 931 269 84 49