Биография Николая Цискаридзе
Николай Максимович Цискаридзе – мировая балетная звезда, руководитель Академии Русского балета им. А. Вагановой в Петербурге. Бывший ведущий солист балета Большого театра, блиставший на самых знаменитых сценах мира – в Парижской опере, в Новом национальном театре в Токио, Ковент-Гарден в Лондоне, La Scala в Милане.
Неоднократный победитель международных конкурсов и лауреат премий, включая «Золотую маску» и «Триумф». Народный артист РФ, член Совета по искусству и культуре при президенте РФ. Ведущий и участник телепрограмм («Танцы со звездами», «Шедевры мирового музыкального театра», «Взгляд»).
Детство и семья
Будущий титулованный артист стал поздним ребёнком. Он родился в Тбилиси 31 декабря 1973 года, когда его маме, Ламаре Николаевне, незамужней грузинке, исполнилось 42 года. Ранее врачи поставили ей диагноз «бесплодие», но она продолжала мечтать о детях. Будучи верующим человеком, по совету одной пожилой женщины она сходила в горы, в древний храм, попросив у изображения девы Марии ребенка. И произошло настоящее чудо – у нее появился долгожданный малыш. К слову, с грузинского языка фамилия Цискаридзе переводится как «первая звезда».
По профессии мама была физиком, работала вначале на первой в мире АЭС, расположенной в городе Обнинске Калужской области, а потом – учителем физики и математики в школе №162 в грузинской столице.
Родного отца мальчик не знал (он был женат, рано ушел из жизни). Когда Коля еще не научился говорить, в их семье появился отчим-армянин Максим Николаевич, коллега матери по работе, «замечательный человек», как позже отмечал Николай. Но он никогда не называл его папой – мать не стала скрывать от сына, что он родился от другого мужчины.
К ней он также обращался по имени, так как она «хотела подольше оставаться молодой». Он ни разу не видел ее «неприбранной или в халате». Женщина всегда ходила с идеальным маникюром, педикюром, прической. Она была большим любителем прекрасного – посещала концерты, различные выставки, показы фильмов Феллини, Висконти, Бертолуччи, часто водила на них и маленького Николая. Особенно его потряс фильм «Ромео и Джульетта» Дзеффирелли.
С ранних лет Николай очень любил декламировать стихи и выступать перед родными и соседями. А в день рождения мамы, 19 июня, он обязательно становился на стул, исполнял детские песенки («Мама – первое слово...»), стихотворения и дарил открытку.
В школе Коля схватывал все на лету, учителя не сомневались, что он поступит в университет уровня МГУ. Но однажды мальчик увидел по телевизору балетный спектакль, в котором принимали участие дети из хореографического училища Петербурга, и сразу заявил, что хочет там учится. Затем, в 10 лет, он узнал из объявления о наборе в местное балетное училище, самостоятельно прошел конкурсный отбор и уже после этого сообщил родителям, что поступил.
Ламара Николаевна вначале была против увлечения сына, так как считала, что ему следует продолжить семейную традицию и стать юристом или учителем. Но затем педагоги хореографического училища убедили ее в уникальных способностях Коли, и необходимости везти его в Москву. Она стала помогать в осуществлении мечты любимого сына – два года возила в столицу, но там в училище мальчика не принимали. К счастью, с третьей попытки его все же «посмотрели честно», и он попал в класс классического танца к замечательному педагогу Петру Пестову.
С переводом Николая в Московское хореографическое училище в 1987 году его мама пожертвовала ради него многим. Она бросила привычную и благополучную жизнь в Тбилиси: рассталась с мужем, который не захотел покидать Грузию, оставила хорошую работу, друзей, налаженный быт, и вместе с ним перебралась в столицу. Женщина не хотела расставаться с сыном и не могла допустить, чтобы он жил в интернате. Вначале они остановились у маминой сестры, затем сняли комнату.
По словам артиста, она была не только любящей, заботливой и преданной матерью, но и обладала сверхспособностями – умела гадать, предсказала, что он добьется в жизни высоких вершин, перед экзаменами точно называла номер билета, который ему попадется. После инсульта она даже знала, что на днях уйдет из жизни, и попросила санитарок пригласить маникюршу, оставаясь верной своим принципам относительно ухоженности рук. К сожалению, она рано скончалась, так и не увидев сына на сцене Большого театра – на 64-м году жизни, когда Николаю был всего 21 год.
Артист балета
В училище Николай выгодно отличался от других учеников природными данными, талантом и упорством. Он был прекрасно сложен, высок, строен, отлично двигался, был невероятно целеустремленным. На концертах под аплодисменты восторженной публики он исполнял самые сложные и ответственные роли.
Строгий наставник был очень требовательным, частенько унижал его и доводил до слез. Но позже танцор понял, что таким образом он готовил его к встрече с жизненными реалиями и вырабатывал бойцовские качества, высоко оценил жесткую систему обучения своего педагога и выразил ему безмерную благодарность за науку. Ведь впоследствии никакие неприятные ситуации или интриги злопыхателей не могли вывести его из себя. Он даже шутил по этому поводу, что «в детстве ему сделали прививку от их яда».
Пестов был человеком одержимым в своей профессии. Помимо того, что он учил нас двигаться, он формировал наше мышление. Он нас развивал как личности. Он оказал очень большое влияние на формирование понятия «хорошо». Несмотря на то, что это был Советский Союз, мы смотрели у него, как танцует Макарова, Барышников, Нуреев, другие западные танцовщики. Пестов очень этим увлекался, собирал кассеты. Это было очень интересно. Тогда этим еще никто не занимался.В 1992 Николай окончил учебное заведение в статусе лучшего ученика и был принят в штат Большого театра. Причем по личному распоряжению председателя экзаменационной комиссии, главного балетмейстера ГАБТ Юрия Григоровича, и вопреки тому, что в официальной заявке на выпускников его фамилия не значилась.
Интересно, что на прощанье Пестов дал Николаю совет вовремя уйти со сцены. По его словам, грациозно взлетать ввысь, демонстрируя одухотворенность и чистоту линий в танце, природа позволит ему максимум 21 год. Молодой человек пообещал это сделать и выполнил обещание. День в день, 5 июня 2013 года, он попрощался со сценой.
Когда Николай попал в самую знаменитую балетную труппу, у него было ощущение, что мечта осуществилась – он летал от счастья. Но вскоре не имевший поддержки начинающий исполнитель столкнулся с существованием в театре привилегированных кланов из числа потомственных артистов. К счастью, молодому дарованию вновь повезло с педагогами-репетиторами. Они не только всегда давали ему конкретные и продуманные советы, позволявшие добиваться прекрасных результатов, но и помогали адаптироваться в коллективе.
Сначала, как и все новички, он танцевал в кордебалете, но очень скоро стал получать сольные роли. Талантливого артиста тогда включили в число стипендиатов благотворительного фонда «Новые имена», занимавшегося поддержкой молодых исполнителей в различных видах искусств.
Первые партии он готовил с Николаем Симачевым и Галиной Улановой. В дальнейшем он занимался также с Николаем Фадеечевым, заставлявшем его «думать и развиваться», и с Мариной Семеновой, среди учеников которой были такие знаменитости, как Майя Плисецкая, Надежда Павлова, Наталия Бессмертнова.
Дебютной ролью Николая стала партия Конферансье в балете «Золотой век» Дмитрия Шостаковича (хореография Юрия Григоровича). В 1993 Цискаридзе появился в образах Дона Хуана в спектакле «Любовь за любовь» Тихона Хренникова (в постановке Веры Боккадоро) и принца Фортюне в балете «Спящая красавица» Петра Чайковского (хореография Мариуса Петипа в редакции Григоровича), а также предстал в образах Французской куклы в «Щелкунчике» и Меркуцио в «Ромео и Джульетте», поставленных Григоровичем. Во время гастролей ГАБТ в Соединенном королевстве он блестяще исполнил вышеупомянутые партии на сцене лондонского Альберт-холла.
В 1995 карьера артиста стремительно пошла вверх. За год он начал исполнять ведущие мужские партии в восьми спектаклях, включая «Сильфиду», «Чиполлино» и его любимую «Баядерку». В тот период он был удостоен II премии Международного балетного конкурса в Осаке, а журнал «Балет» удостоил его награды «Душа танца» в категории «Восходящая звезда». Параллельно танцор успевал учиться в Московской академии хореографии, окончил которую в 1996. Тогда же его репертуар пополнился главными ролями в постановке «Лебединое озеро» в редакции Владимира Васильева (он стал первым исполнителем роли Короля), а также в «Легенде о любви» Арифа Меликова, где предстал в образе рисовальщика Ферхада.
Успешно осваивая главные партии в спектаклях театра, в 1998 Цискаридзе появился в роли Жана де Бриена в «Раймонде» Александра Глазунова. Блистательное исполнение партии было отмечено спустя год призом ежегодного балетного фестиваля «Benois de la Danse». Гала-концерт проекта состоялся тогда на сцене Берлинской оперы.
Год 2000 принес артисту очередную «Золотую маску» и премию Москвы в области литературы и искусства за исполнение в сезоне 1998/1999 гг. сольных партий в балетах «Симфония до мажор» на музыку Жоржа Бизе и «Агон» Игоря Стравинского. Тогда же итальянский журнал «DANZA & DANZA» назвал его наилучшим танцовщиком года.
В 2001 премьер Большого театра получил звание Народного артиста РФ и Государственную премию России за исполнение нескольких ролей классического репертуара. Тогда же он шокировал армию своих поклонников, попав на переходе под машину. К счастью, он не получил переломов, но заработал сотрясение мозга.
В декабре того же года дирекция Парижской Оперы пригласила его на традиционные новогодние спектакли, где он с нарастающим успехом трижды исполнил эффектную партию Солора в «Баядерке». Особый восторг у публики вызвал его виртуозный и воздушный сольный танец, хотя он станцевал безупречно и в дуэтах с яркими партнершами Мари-Аньес Жилло, танцевавшей партию Никии, и Стефани Ромберг, исполнявшей роль Гамзатти.
В 2002 блистательный артист участвовал в гала-концерте международных звезд балета, посвященном памяти Рудольфа Нуриева, который состоялся на сцене легендарного миланского оперного театра «Ла Скала». Его партнершей была прима-балерина Светлана Захарова.
Спустя год Цискаридзе танцевал партию Юноши в балете Ролана Пети «Юноша и смерть» с артистами труппы «Асами Маки балет» на подмостках Нового национального театра в японской столице. Тогда же за исполнение партии Германна в балете Пети «Пиковая дама» он вновь получил «Золотую маску», а также был удостоен Госпремии РФ, грузинского ордена Чести и премии «Триумф». С 2004 года он начал преподавать в Московской академии хореографии и вести класс для артистов в Большом театре.
В 2006 вместе с представителями Американского театра танца Анхелем Корейей и Итаном Стифелом, а также с Йоханом Кобборгом из Королевского балета Великобритании Николай принял участие в проекте «Короли танца», впервые представленном в «Нью-Йорк-сити центре». В его рамках он танцевал в поставленном специально для них балете «For Four» («Для четверых») на музыку Франца Шуберта, хореография британца Кристофера Уилдона.
Кроме этого, он выступил в партии Учителя в балете Флеминга Флиндта по авангардной пьесе Эжена Ионеско «Урок» на музыку Жоржа Делерю и презентовал миниатюру «Кармен. Solo» на музыку Жоржа Бизе (хореография Пети). По ее сюжету некий актер мечтает обо всех знаменитых ролях – Кармен, Хозе, Тореодора – и танцует их партии, а затем сам себя убивает.
В том же году артист стал кавалером французского ордена «За заслуги в искусстве и литературе» и получил Международную премию мира Объединённой культурной конвенции США «За выдающиеся личные достижения на благо мирового сообщества».
Тогда же премьер Большого назвал своим самым крупным признанием предложение Мариинского театра, с которым он давно сотрудничал, сделать бенефис Цискаридзе. Дело в том, что подобной чести не удостаивалась ни одна звезда балета из Москвы за почти 300-летнюю историю существования этого храма искусств. Билеты были распроданы за полтора месяца до назначенной даты. В программу сольного вечера, проходившего в рамках VI Международного фестиваля балета «Мариинский», он включил номер «Кармен. Solo» от одного из своих самых почитаемых балетмейстеров – Роланда Пети, а также «Нарцисс» в интерпретации дорогого ему человека Галины Улановой, всегда считавшей себя ленинградкой.
В 2007 Николай выступил на VII фестивале «Мариинский» в партии Солора в «Баядерке» (его партнершей была солистка Мариинского театра Ульяна Лопаткина), а также в Милане на сцене «Ла Скала», впервые после проведенной там реконструкции. В программе гастролей Большого было два спектакля «Дочь фараона», где он танцевал партию Лорда Вильсон-Таора, и «Светлый ручей», представ в роли Классического танцовщика. Среди выступавших были такие звезды, как Мария Александрова, Сергей Филин, Светлана Лунькина. Спустя год с последней из названых балерин он исполнил па-де-де из балета «Жизель» и «Видение розы» (хореография Р. Пети) в гала-концерте «Звезды ХХI века» в Нью-Йорке.
В 2008 бенефис Цискаридзе с аншлагом прошел уже в ГАБТ. Три исполненные в его ходе партии – Солора из «Баядерки», Германна из «Пиковой дамы» и Нарцисса из одноименной миниатюры – он посвятил своим учителям, легендам отечественного балета, в начале карьеры подготовившим с ним эти роли: Марине Семеновой, Николаю Фадеечеву и Галине Улановой.
В 2010 балетную звезду можно было увидеть на подмостках Дворца фестивалей в Каннах, через год – на сцене Михайловского театра Северной столицы и Лондонского Колизея. В тот же период он вошел в состав Совета по культуре и искусству при президенте РФ.
В 2012 признанный мастер сцены поступил в магистратуру Московской государственной юридической академии, исполнив мечту своей покойной мамы. Спустя два года он стал обладателем красного диплома юриста.
В 2014 году в Санкт-Петербургском театре оперы и балета им. Мусоргского артист исполнил партию вдовы Симоны в премьере на музыку Фердинана Герольда «Тщетная предосторожность» в хореографии классика британского балета Фредерика Аштона.
Конфликты с руководством Большого
Цискаридзе – личность творческая и неординарная. Все, чего он добился, он добился сам. Поэтому Николай может позволить себе озвучивать резкие суждения, невзирая на авторитет его оппонентов.В 2011 танцор стал главным критиком в культурном учреждении, которому отдал большую часть своей профессиональной жизни. Он назвал «вандализмом над историческим памятником» его реконструкцию, проводившуюся в течение шести лет.
С болью артист возмутился заменой старинного гипсового лепного декора, признака благородного стиля, пластмассовой подделкой, бронзовых канделябров и дверных ручек металлической имитацией, дубового паркета в фойе скользким венецианским покрытием (искусственным мрамором), отсутствием окон в гримёрках и многим другим.
В свою очередь Иксанов в интервью интернет-журналу «Сноб» заявил о недопустимом поведении звезды мирового балета («поливание грязью театра и его сотрудников, постоянные интриги») и высказал подозрения о его причастности к публикации в сети порнографических снимков с Геннадием Яниным (кандидатом на должность художественного руководителя, о которой мечтал Цискаридзе), и о возможном участии в организации нападения на худрука Сергея Филина (мужчине плеснули в лицо кислотой). Эти подозрения не подтвердились. Артист же не исключал, что нападение на коллегу было подстроено самим руководством и являлось одним из элементов направленной против него травли.
Как бы там ни было, но летом 2013 Большой театр не стал продлевать трудовой договор с одним из самых титулованных своих танцовщиков. Кстати, вскоре из театра ушел и Иксанов.
Педагогическая деятельность
В октябре 2013 года «Бог ветра», как его назвала после американских гастролей газета New York Times, получил должность и.о. ректора Санкт-Петербургской Академии русского балета имени Вагановой (Vaganova Academy). Назначение «московского» премьера многие восприняли в штыки – покинули свой пост ректор Вера Дорофеева и худрук Алтынай Асылмуратова. Но со временем все педагоги почувствовали высокий профессионализм нового руководителя, и спустя год он стал главой этой старейшей балетной школы в мире и уже без приставки «и.о.» – его избрал на должность коллектив. Причем он стал первым ректором академии, который не являлся ее выпускником.
Среди достижений бывшего премьера Большого на новом посту балетные критики называли повышение дисциплины в учебном заведении, а также наполнение технически безупречной хореографии выпускников драматургией, что, по общепризнанному мнению, и отличает русский балет от западного.
В 2017 в рамках проекта «Русские сезоны» студенты академии представили в Японии сюиту из балета «Фея кукол», а педагоги дали мастер-классы в Токио, Наре и Осаке. Несколько уроков для японских педагогов провел и сам Цискаридзе.
В марте в Екатеринбурге, в Ельцин Центре, состоялся творческий вечер Николая Максимовича «Размышления о балете». В его ходе состоялся показ уникальных киноматериалов – фильм-балет с участием Галины Улановой «Ромео и Джульетта», документальная лента о жизни Академии им. Вагановой, исполнения ведущих партий из избранного репертуара Мариинского и Большого театров.
Николай не скрывает, что не любит тренировать детей звезд:
Я пришел в большое искусство с улицы, я не династический ребенок, поэтому не переношу детей звезд. Во всяком случае, до тех пор, пока они не заслужат моего уважения, чтобы я обратил на них внимание.
Телевидение
Кроме театральных подмостков, Цискаридзе регулярно можно было увидеть на телевидении. Впервые его пригласили в ток-шоу «Моя профессия» еще в 1997. Затем он стал ведущим программы о балете на канале «Культура». Неоднократно он был членом жюри рейтинговых телепроектов «Танцы на льду», «Синяя птица», «Танцы со звездами».Артист и педагог неоднократно заявлял, что отечественная система художественного образования уникальна. И он, как ректор, делает все, «чтобы то прекрасное, что создала российская культура, прославляло ее в мире».
Личная жизнь Николая Цискаридзе
Цискаридзе холост. Всю жизнь он посвятил карьере. Своими детьми он считает учеников в балетной академии. Частную жизнь он всегда держал в секрете, но признавался, что у него, безусловно, были романы. Он верит в судьбу и не исключает, что вступит в брак, если встретит «ту самую, единственную». Но пока, его любовью и страстью остается исключительно балет.
В 2019 один молодой актёр из Азербайджана по имени Тимур Акперов заявил, что приходится прославленному танцору внебрачным сыном. Но тот опроверг эту информацию.
В том же году в ходе передачи «Секрет на миллион» с Лерой Кудрявцевой выяснилось, что у Николая есть не сын, а дочь Нина, но... крестная. Когда Цискаридзе было 10 лет, няня велела ему стать крестным отцом ребенка, родившегося у его названной сестры Нателлы. Он не возражал – обряд крещения был красивым и торжественным, ему доверили держать на руках младенца. Впоследствии он опекал свою крестницу, а взрослым помогал финансово: купил в Подмосковье квартиру, оплатил свадьбу, подарил бриллиант на рождение сына.
Не раз Николай заявлял, что жениться надо после 50 лет, когда человек уже себя реализовал и всего добился. А в качестве основы мировоззрения он выбрал для себя четверостишие Блока:
«О, я хочу безумно жить: Всё сущее – увековечить, Безличное – вочеловечить, Несбывшееся – воплотить!».
Николай Цискаридзе сейчас
В апреле 2020 на «России 1» стартовал новый сезон шоу «Танцы со звездами», одним из судей которого Николай является с конца 2000-х. А в мае он стал гостем телешоу Елены Степаненко, подчеркнув в ходе беседы с ведущей, что за танцевальным проектом стоит колоссальный труд, и все его участники – профессионалы высокого класса.
В июне поклонники народного артиста могли увидеть своего кумира в ток-шоу «Просто о сложном» с Софико Шеварднадзе. Николай отметил, что готов вернуться в Большой театр в качестве художественного руководителя. Однако он согласился бы занять эту должность только в случае, если на посту гендиректора будет человек, который не сможет вмешиваться в творческий процесс. Он также добавил, что нынешние постановки театра ему не нравятся.
В сентябре 2020 выдающийся хореограф стал экспертом масштабного события – полуфиналов конкурса для школьников «Большая перемена», который является одним из проектов президентской программы «Россия – страна возможностей». Он провел встречи с конкурсантами и прочел мотивационные лекции, пожелав участникам верить в себя и «придерживаться настоящего искусства».
Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter